Малина - форум о любви и отношениях
Форум о любви · Красота и здоровье · Мобильная версия
X   Сообщение сайта
(Сообщение закроется через 2 секунды)
ИгрыИгры   АнекдотыАнекдоты   ПодаркиПодарки   RSS



 
Ответить в данную темуНачать новую тему
* 

Изучение иностранного языка и интеллектуальное развитие ребёнка

, когда начинать изучение

Svetlyachok
10.5.2010, 16:12 · Изучение иностранного языка и интеллектуальное развитие ребёнка
Аватар
К известному педагогу обратилась мама двухлетнего ребенка и спросила, когда нужно начинать его подготовку к школе, на что педагог ответил: «Вы уже опоздали». Этот пример я привела не случайно. Перед каждым родителем рано или поздно встают вопросы: когда начинать обучение чтению? Когда учить малыша иностранному языку?

Поговорим об обучении иностранному языку. Весь дошкольный возраст является сензитивным периодом - это период особой восприимчивости и повышенных возможностей развития психики и обучения в тех или иных направлениях. Начиная с рождения ребенка, его развитие каждый месяц, каждый год представляет собой звенья одной цепочки, которые взаимосвязаны, и последующее не может существовать без предыдущего. Дело в том, что формирование новых психологических новообразований невозможно без подготовки на предшествующем возрастном этапе. Далеко небезразлично, в каком возрасте у ребенка формируется та или иная функция. Если это происходит своевременно, то процесс формирования идет быстро, легко и продуктивно.

Результаты исследований определяют дошкольный возраст, как оптимальный период в интеллектуальном развитии человека, так как 50% знаний закладывается в дошкольном возрасте,25% -до 10-11лет, остальные 25%в процессе всей дальнейшей жизни. Причём темп интеллектуального развития дошкольников гораздо выше, чем в остальные периоды. Это обусловлено и тем, что в дошкольном возрасте у человека идёт интенсивное развитие мозга. Надо отметить, что развитие мозга, как и других органов, начинается внутриутробно.

Мозг плода интенсивно развивается на 2-10 неделе беременности. В первые годы жизни происходит интенсивное нарастание массы мозга. 360грамм у новорожденного ребёнка. К концу 1 года – в 2 раза увеличивается. К 3 годам - в 3раза. В 7 лет масса мозга, как у взрослого человека. Созревание коры головного мозга продолжается до 16-18 лет.

Также установлено, что самый благоприятный период для активного усвоения иностранного языка длится не более первых десяти лет жизни. После 9 лет у ребёнка в некоторой степени утрачивается гибкость речевого аппарата.

Многих родителей пугает вопрос билингвизма. Дело в том, что если малыш обучается через игру, получает положительные эмоции, во-первых, у него снимется психологический барьер при звучании иностранной речи; во-вторых, иностранный язык для него станет вторым родным языком. Для этого необходимо создать условия, найти педагогов, специализирующихся в раннем обучении дошкольников иностранному языку.

А проблемы с речью могут быть обусловлены форсированием, необоснованным ускорением обучения и развития. Необходимо подчеркнуть, что у ребёнка сначала идёт накопление словарного запаса в пассивном словаре, и лишь затем, он переходит в активный, то есть малыш начинает использовать в своей речи иностранный язык. Это происходит примерно через 3 месяца обучения, у особо одарённых детей этот процесс ускоряется. Но его нельзя ускорять насильно, от этого появляются дефекты речи, которые трудно исправлять.

Иностранный язык для ребёнка – это, прежде всего средство эффективного восприятия и понимания окружающего мира, средство развития интеллекта. В современном мире - это средство общения.

«Изучение иностранного языка и обучение ему вносит свой вклад в формирование личности учащегося, его моральных качеств и интеллектуальных способностей». (Г.В.Рогова,1991г.)
Svetlyachok
10.5.2010, 16:16 · Re: Изучение иностранного языка и интеллектуальное развитие ребёнка
Аватар
До пяти лет ребенок овладевает родным языком. И главное не только в том, что он думает на родном языке, излагает на нем свои мысли, понимает других и обучается, а в значении родного языка для личностного становления. Ведь за этим бездонная, неосознаваемая глубина - родной язык дитя впитывает из уст матери, на нем - первые слова ей, на нем - первые слова ему, на нем - первые эмоции и чувства. И в словах родного языка - все, все, что впервые в жизни!

Константин Дмитриевич Ушинский по этому поводу писал: "Усваивая родной язык, ребенок усваивает... множество понятий, воззрений на предметы, множество мыслей, чувств, художественных образов, логику и философию языка... Принимая язык за органическое создание народной мысли и чувства, в котором выражаются результаты духовной жизни народа, мы, конечно, поймем, почему в языке каждого народа выражается особенный характер... и чем глубже вошли мы в язык народа, тем глубже вошли в его характер".

Таким образом, с родным языком ребенок воспринимает особенности национального самосознания, и, формируясь как личность, крепкими, хотя и незримыми нитями оказывается связанным с вековыми народными традициями и культурой. Он оказывается частицей целого, частицей своего народа, своей Родины. Он понимает не только речь во всех ее нюансах, во всем ее значении, он понимает окружающих, саму жизнь через непреходящую ценность общности с народом как носителем языка. И он неосознаваемо воспринимает себя как плоть от плоти, кровь от крови своего народа, он уверен в себе и в окружающих.

Подвергать опасности этот важнейший этап становления личности преждевременным обучением иностранному языку недопустимо. Следует отметить, что К. Д. Ушинский предлагал начинать обучение второму языку с семи-восьми лет, и "никогда ранее"! А. Н. Гвоздев, крупный отечественный лингвист, также полагает, что ребенок осваивает родной язык лишь к семи-восьми годам: "Достигаемый к школьному возрасту уровень овладения родным языком является очень высоким. В это время ребенок уже в такой мере овладевает всей сложной системой грамматики, включая самые тонкие действующие в русском языке закономерности синтаксического и морфологического порядка, а также твердое и безошибочное использование множества стоящих особняком единичных явлений, что усваиваемый русский язык становится для него действительно родным. И ребенок получает в нем совершенное орудие общения и мышления".

Здесь необходимо сделать важное, на мой взгляд, отступление. Я полагаю, что в психическом развитии ребенка генетически предопределено, что, когда и как он может и должен (а это принципиально взаимосвязано) воспринять. И это в полной мере относитесь и к тому, когда и в какой форме он должен изучать иностранный язык. Если ребенок занимается тем, до чего дозрел, он занимается этим охотно, легко и талантливо. Если ему навязывают то, до чего он по возрасту или индивидуально не дозрел, он выказывает неосознаваемое сопротивление, что выражается в нежелании заниматься и в низкой эффективности занятий.

С другой стороны, если положенное по возрасту и индивидуальному темпу развития не предоставляется ребенку вовремя, он безвозвратно теряет золотое время для усвоения этого. И как нельзя опоздать со всем тем, что ребенку следует предоставить для его полноценного психического развития, точно так же не следует знакомить его со всем этим преждевременно. И поговорка "каждому овощу свое время" и об этом. Золотое время для усвоения иностранного языка наступает с пяти с половиной лет.

Итак, нормально развивающийся ребенок может и должен приступить к изучению иностранного языка с пяти с половиной лет. Однако ребенок этого возраста охотно только играет. Он не приемлет практицизма взрослых, утверждающих, что знание языка пригодится ему в будущем. Для пятилетнего существует только настоящее или ближайшее будущее, когда "если будешь себя хорошо вести, завтра пойдем в кукольный театр". Ребенок охотно постигает только то, что ему необходимо сегодня. Так, он фантастически легко и быстро усвоил все тонкости родного языка, поскольку высока была потребность в общении, которую можно удовлетворить лишь при знании родного языка.

Конечно, ребенка можно заставить заниматься чем-то, если он и не понимает, зачем ему это, и соответственно не хочет заниматься этим. У взрослых в таком случае наготове аргумент: пусть привыкает к тому, что есть слово "надо!". Однако есть унылое, рабское "надо!", "надо!" из страха, "надо!" из-под кнута, и есть нравственное "надо!" свободного человека, "надо!" из чувства долга, ответственности, часто из любви к близким, из дружбы, альтруизма. В ребенке взращивают мотивы нравственного "надо!". Это общее правило относится и к обучению иностранному языку.
Svetlyachok
10.5.2010, 16:16 · Re: Изучение иностранного языка и интеллектуальное развитие ребёнка
Аватар
Так что же делать, чтобы ребенок охотно изучал иностранный язык? У него в этом возрасте сверхпотребность в игре, и следовательно, иностранный язык может быть освоен им только в игре. Он освоил родной язык в общении с родными, сверстниками, и иностранный язык он освоит, не занимаясь один на один с преподавателем, а в общении с родными и сверстниками. Мать в разговоре с ним использует иностранный язык; он играет со сверстником или с группой сверстников, используя иностранные слова и фразы. Очень хорошо, если иностранный язык изучает старший брат (сестра). Тогда и мотив есть - подражание старшему, авторитетному. Тогда возможно и общение на иностранном языке.

Очень хорошо, если ребенок рассматривает вместе с мамой детские иллюстрированные книжки на иностранном языке и мать способна перевести написанное в них, объяснять, используя слова и фразы на этом языке. То же самое - диапозитивы. Ребенок в таком случае узнает, что есть английский, немецкий, французский, испанский языки, но есть и английский, немецкий, французский и испанский народы. Есть дети, для которых эти языки родные, и можно встретиться и поиграть с этими детьми. В последнее десятилетие стал реальным фактор компьютера, когда в компьютерной игре, захватывающей ребенка, он встречается с иностранной речью. Очень хорошо устроить домашний кукольный театр, когда кукла Джон в спектакле разговаривает с куклой Мэгги по-английски. Точно так же можно разыгрывать спектакли, в которых дети - актеры.

Иностранный язык до семи лет, таким образом, осваивается только в форме разговорной речи. Алфавит, чтение и письмо изучаются лишь после того, как всем этим овладели на родном языке. Переводить устную речь с одного языка на другой дети способны опять-таки с пяти - пяти с половиной лет. До этого возраста они не понимают, что от них требуют, и повторяют слова матери или другого взрослого вновь и вновь на том языке, на котором они были произнесены.

С семи-восьми лет необходимо усваивать и систему понятий, характерных для того или иного иностранного языка. Овладение иностранным языком - это и мышление на нем. Известный специалист в области изучения языков В. А. Артемьев, указывая на связь языка и национального сознания, приводит следующий пример. В английском языке два настоящих времени, в немецком - два прошедших и два будущих, и следовательно, англичанин и немец несколько иначе оперируют понятием "время", чем человек, говорящий и думающий на русском. Вот как все непросто, но с восьми лет ребенок способен усвоить эти особенности иностранного языка. Как известно, многие дети с раннего возраста говорят на родном языке, которым пользуются в семье в ежедневном общении, и на языке народа, среди которого живут, также в ежедневном общении, к примеру на русском и на татарском, если семья живет в Татарстане. Доминирует, естественно, родной язык, язык семьи. Двуязычие в таком случае естественно. Однако ряд зарубежных и особенно американских исследователей полагает, что двуязычные дети нередко отстают в умственном развитии от одноязычных.

Думается, что это информация к размышлению. Если два языка для ребенка - две поверхностно усвоенные культуры, нет и личностной глубины. Вспомним из нашей истории: аристократы, говорившие в России по-французски, нередко отличались поверхностным, "салонным" умом, и болтуны, говорящие на иностранном языке в своей стране, вошли в поговорку. И еще одно. Многие мудрецы знали только родной язык. Поэтому все-таки с иностранным языком не следует "пересолить", как не следует учить ему ребенка только из престижных соображений. Разумеется, ребенку, говорящему дома на языке родителей, а на улице на языке сверстников другой национальности, ничто не грозит. Оба языка для него живая повседневность, овладение ими протекало естественно, само собой.

Третий язык следует изучать только после успешного и твердого освоения второго и в период, когда формирование личности достигает нового качественного уровня, т. е. с двенадцати лет. Как указывал Константин Дмитриевич Ушинский, "...иностранные языки должно изучать один за другим и никогда два одновременно...".

По-видимому, это положение полностью сохраняет свою актуальность и в наши дни. И, главное, третий язык должен изучать ребенок, ощутивший к этому тягу и призвание!

Если родители в совершенстве владеют иностранным языком, они заговорят на нем с ребенком также не ранее пяти лет.

Сколько дней в неделю следует обучать ребенка в языковой группе и какова оптимальная длительность занятия? Критерии - сила мотивации (желание ребенка!) и индивидуальная выносливость. Так, если для одного дошкольника допустима нагрузка в одно-два занятия в неделю (не реже одного раза в неделю!) с одним-двумя уроками по 30 минут, то другой способен без ущерба для себя заниматься три-пять раз в неделю по два-три урока длительностью 30-35 минут каждый. Оптимальный состав группы - три-четыре ребенка. Ребенок школьного возраста, с позиции врача, может заниматься иностранным языком два-три раза в неделю, но не потому, что чаще - вредно, а потому, что есть еще более десятка предметов и множество дел, которым он обязан уделить внимание. И критерий здесь один: не надорвать ребенка, не нанести ущерба его здоровью, не лишить его свободного времени - не лишить детства. В этом, как и во всем другом, надо знать меру!

Автор: В.И. Гарбузов
Волк
10.5.2010, 16:19 · Re: Изучение иностранного языка и интеллектуальное развитие ребёнка
Аватар
У нас в школе уже со 2 класса внучка французкий изучать начнёт
Svetlyachok
10.5.2010, 16:27 · Re: Изучение иностранного языка и интеллектуальное развитие ребёнка
Аватар
у нас в школе тоже со 2 класса английский, но мы начали раньше - ходили в "Росток" (школа раннего интеллектуального развития), так что получается что у нас с 4 лет (все в игровой форме, более серьезно начали учить с 7 лет - теперь они вроде как ходят в школу английского языка)
Ялини
10.5.2010, 16:33 · Re: Изучение иностранного языка и интеллектуальное развитие ребёнка
Аватар
У нас со 2 класса) С 5-го добавляется второй иностранный. Но абсолютно мне не нравится как преподают... Преподавание языка на уровне обычной среднестатической советской школы, когда нас просто мучили переводами и всё :icon_70: Толком дети не обучаются языку, наглядного материала- 0, разговорную речь практически не слышат. Ну разве можно так выучить язык(
Svetlyachok
10.5.2010, 16:37 · Re: Изучение иностранного языка и интеллектуальное развитие ребёнка
Аватар
вот и вопрос - при таком преподавании зачем еще и второй язык?

мы ходим на доп.занятия (вернее мы туда раньше пошли) именно потому, что мне не нравится преподавание языка в школе (программа ужасная, не рассчитана на данный возраст, учитель - в мое время только переводами нас и мучила, сейчас правда другая программа, но знаний по ней без дополнительных занятий с репетитором - ноль)
Волк
10.5.2010, 16:58 · Re: Изучение иностранного языка и интеллектуальное развитие ребёнка
Аватар
А кто их знает зачем у нас школа с французким уклоном а с 5 пожеланию можно и англ и нем учить
Ссылки на тему
› На форум (BB-код)
› На сайт или блог (HTML)

Ответить в данную темуНачать новую тему
1 чел. читают эту тему (гостей: 1, скрытых пользователей: 0)

Администрация не несёт ответственности за достоверность информации размещённой на форуме о любви и отношениях - она предоставлена в информационных целях и зачастую может быть не достоверна. Никакую информацию кроме правил форума не следует расценивать как публичную оферту - она ей не является. Мнение парней и девушек, пользователей нашего форума, скорее всего не совпадает с мнением администрации, ответственность за содержание сообщений лежит только на них. Всю ответственность за размещённую рекламу несёт рекламодатель, не верьте рекламе!
Сейчас: 6.12.2016, 3:44
Малина · Правила форума · Удалить cookies · Сделать вид что всё прочитано · Мобильная версия
Малина Copyright форум живёт в сети с 2007 года! Отправить e-mail администратору: abuse@malina-mix.com
Яндекс.Метрика