Малина - форум о любви и отношениях
Форум о любви · Красота и здоровье · Мобильная версия
X   Сообщение сайта
(Сообщение закроется через 2 секунды)
ИгрыИгры   АнекдотыАнекдоты   ПодаркиПодарки   RSS



4 страниц V   1 2 3 4   
Ответить в данную темуНачать новую тему
* 

Православные монастыри и храмы

бунтарка
1.4.2009, 18:51 · Re: Православные монастыри и храмы
Аватар
Картинка
Елецкий Успенский мужской монастырь, Черниговская еп., в Чернигове, на Болдиной горе. Основан в XI в. вел. кн. Черниговским Святославом Ярославичем. В древности монастырь был велик, богат и благоустроен, но часто подвергался разрушению от татар и поляков. В 1240 монастырь сожжен Батыем вместе с городом; восстановлен в 1445. В 1579 и 1611 подвергшись разрушению польскими войсками, монастырь стал восстанавливаться с 1657 (при Черниговском архипастыре Лазаре Барановиче). В это время настоятелями монастыря были лица, известные в истории Русской Церкви: Иоанникий Голятовский, южнорусский писатель XVII в., св. Феодосий Угличский и св. Димитрий Ростовский. Соборный монастырский храм во имя Успения Пресвятой Богородицы, построенный в 1060, обновлялся в XV в. и н. XVII в. Здесь в иконостасе находилась Елецкая Черниговская икона Богоматери, которая явилась в 1060 близ Чернигова на ели, отчего и получила свое название. По этому случаю в том же году на месте явления св. иконы построена была церковь Успения Богоматери кн. Святославом Ярославичем, а потом им же, по совету подвизавшегося здесь (в 1069-72) прп. Антония Печерского, был воздвигнут Елецкий Успенский монастырь. После разрушения монастыря в н. XVII в. св. икона была утрачена. В 1676 привезен был в Чернигов приехавшими из Владимира двумя братьями по фамилии Козель точный список с явленного Елецкого образа, который был у них куплен кн. К. Острожским и пожертвован монастырю. Древней Елецкой Черниговской иконой считалась та св. икона, которая в 1579 потомками Святослава Черниговского — кнн. Барятинскими была взята в Москву, а в 1687 — в Крымский поход, а умирающим Даниилом Барятинским на обратном пути отдана Харьковскому Успенскому собору. Празднование в честь Елецкой Черниговской иконы совершалось 5 февраля. Св. Елецкая Черниговская икона находилась в соборном Успенском храме монастыря.

Под монастырским храмом в честь свв. апп. Петра и Павла и архиерейскими покоями находились Елецкие пещеры, ископанные в 1069-72; расположение и устройство этих пещер сходно с киевскими. На западе от монастырской колокольни был деревянный домик, где под потолком находилась балка с вырезанною надписью: “Прп. Феодосий Углицкий, архимандрит 1688”. Эта балка была в келье св. Феодосия Угличского.
бунтарка
1.4.2009, 18:52 · Re: Православные монастыри и храмы
Аватар
Картинка
Жировицкий Успенский мужской монастырь, Гродненская еп., в окрестностях г. Слонима, в местечке Жировицы. Основан во 2-й пол. XVI в.; с XVII в. до 1839 был в унии. В храме Успения находилась празднуемая в монастыре 7 мая чудотворная Жировицкая икона Божией Матери. Св. икона, имеющая вид эллипсиса, величиною несколько более медного пятачка, с рельефно выдающимся на яшмовом камне ликом Богоматери с Богомладенцем на правой Ее руке, помещалась в иконостасе Успенского храма на сребропозлащенной доске, в середине большого образа, изображающего Пресвятую Троицу и некоторых святых. В одном из притворов Успенского храма покоился погребенный там Иоаким, еп. Пинский и Туровский (ск. 1719), память которого особо чтили ежегодными панихидами 4 апреля и 9 сентября.
бунтарка
1.4.2009, 18:53 · Re: Православные монастыри и храмы
Аватар
Картинка
Жировицкая обитель
Богом благословенный край. Земной рай: красивейшие храмы, тишина, ласковые пруды, вековые липы. Обитель Пресвятой Богородицы, сохранившая сказочный вид и дух древней благочестивой Руси. Попав в монастырь, мы словно заглянули в давно ушедшие века, совершили путешествие во времени. Все страшные потрясения и грозные бури, пронесшиеся над грешным и суетным миром не смогли нарушить покой и тишину монашеского общежития. На том месте, где ныне расположены Жировицы, в древности был лес, принадлежавший православному вельможе, боярину Александру Солтану. В 1470 году пастухи, пасшие стада, зашли далеко в лес и там, в самой чаще, среди густых ветвей дикой груши, заметили вдруг необычайный свет, исходивший от маленькой иконы. С благоговением поклонившись обретенной иконе, они отнесли чудотворный образ в усадьбу Солтана, рассказав ему о необыкновенном сиянии и о месте явления иконы. Однако Александр Солтан, не придав особого значения этому проявлению милости Божией, спрятал обретенную икону в ларец. Вечером того же дня, когда боярин Солтан принимал по какому то случаю гостей, он вспомнил рассказ пастухов и поведал о нем гостям. Желая показать обретенную икону, он открыл свой ларец, но, к его величайшему удивлению, иконы там не было. Спустя несколько дней пастухи вновь оказались в лесу. Не зная об исчезновении образа из дома боярина Солтана, они были поражены, обретя его на том же месте в прежнем сиянии. Как и раньше, они отнесли икону боярину, который, уразумев наконец чудо Божие, понял, что его дом - недостойное вместилище для столь великой святыни. Посетив в лесу место чудотворного явления, он дал обет Богу построить в Жировицах, на месте явления иконы, храм в честь Божией Матери.

Вскоре деревянный храм в честь явления Пресвятой Богородицы был построен, а весть о чудотворном явлении святого образа быстро разнеслась по ближайшим округам.

Множество богомольцев стали стекаться в Жировицы для поклонения новоявленному образу. Явившаяся святая икона Божией Матери и богатая лесами и пастбищами окрестность собрали в Жировицы значительное число крестьян. Так постепенно возникло селение и образовался приход из людей, посвятивших свою жизнь служению Господу под сенью чудотворной иконы Божией Матери. Примерно в то же время при храме была построена школа для обучения крестьянских детей. Около 1520 года в селении случился сильный пожар, уничтоживший почти все строения, в том числе и деревянный храм. В огне пожара исчезла икона. Об этом пожаре свидетельствует сам чудотворный образ, который имеет следы огня. Чудотворная икона изображена на граните, который при обжиге получает вид яшмы с заметными крупицами охры, известняка и пр. Особенно это видно при разломах, которые имеют место на Жировицкой иконе и которые, вероятно, получены ею при пожаре. Все поиски иконы на пепелище не имели успеха. Многочисленные почитатели уже оплакивали безвозвратную потерю любимой святыни, когда дети, игравшие после занятий недалеко от пепелища, внезапно удостоились видеть на огромном камне явление Самой Божией Матери с утерянным образом в руках. Явление было непродолжительным, но священник и народ, поспешивший к месту по зову детей, к великому своему утешению, вновь обрели чудотворную икону целой и невредимой, только потемневшей от пожара, перед которой горела неведомо чьей рукой возжженная свеча. Камень, на котором дети видели Богородицу и где вторично обретена икона, тогда же огородили. В XVII веке над камнем повторного явления Божией Матери была построена церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы, переименованная затем в Явленскую церковь. Камень служит святым Престолом. Это чудесное событие считается вторым явлением Жировицкой иконы Божией Матери.

С этого момента уже широко полилась во все концы слава Жировиц и ее чудотворной иконы. Тысячные толпы богомольцев и жаждущих исцеления, стали сходиться к возраставшей с каждым днем среди дремучих лесов обители. Искренняя вера всех этих людей ежедневно утверждалась все новыми и новыми чудесами, слух о которых вскоре достиг дворцов венценосцев и роскошных дворцов восточных и западных вельмож. Прошло некоторое время, и в смиренном угодье Жировицком, по грубым камням монастырских дворов зазвенели серебреные подковы королевских свит и знатнейших польских, литовских, смоленских рыцарей.

Но особенно возросла слава Жировицкой святыни после свершившегося чуда воскрешения в 1558 году некоей девицы Ирины. Случилось однажды так, что к скромной ограде Жировицкой обители в один из осенних дней тихо подъехала подвода одного из зажиточных и уважаемых жителей белорусского края по фамилии Войнянка, с которой сошли заплаканные и охваченные горем хозяин с женой. "Вот ехали мы к вашей святой обители издалека с бедною нашей Ириной и не доехали, как хотелось, - сказал Войнянка вышедшим ему навстречу священнослужителям. Умерла наша Ирина по дороге, не дождавшись исцеления от Матери Божией Жировицкой..." На подводе лежал холодный труп единственной дочери Войнянка, семнадцатилетней Ирины, во цвете лет скончавшейся от жестокого недуга. Как сообщили безутешные родители, больная страдала долго, врачи уже отказывались оказывать всяческую помощь, но, уступая просьбам дочери, решили отвезти ее в Жировицы. "Говорила Иринушка, - рассказывал отец, - что видела во сне Владычицу, приказавшую ей направляться к вам. Только в Жировицах, мол, ей суждено получить исцеление. Но вышло иначе... Теперь осталась нашей Ирине только могила для вечного покоя около чудотворного образа". Скончавшуюся девушку сняли с подводы, убрали для погребения и поставили гроб с покойницей в главном Жировицком храме. На третий день над умершей было совершено отпевание, постепенно подошедшее к трогательному обряду "последнего на земле целования"... Но вдруг трепет и смятение охватили всех присутствовавших. Упал подсвечник, жутко застучал опрокинувшийся гроб, и недавняя покойница Ирина, поднявшись во весь рост, быстро пошла к чудотворному образу Богородицы для того, чтобы тотчас опуститься пред ним на колени в благодарной молитве... "Царица Небесная чудесно даровала мне жизнь, чтобы посвятить мои остальные дни Богу в сане инокини, - сообщила Ирина. - Земля и мир отныне не для меня, ибо я уже была в прекрасной жизни вечной!" И воскресшая дочь белорусского помещика повиновалась слову своей Жизнедательницы. По истечении некоторого времени, 10 марта 1580 года, она была возведена в настоятельницу Пинского женского монастыря, где впоследствии и скончалась. Согласно историческим исследованиям, уже в конце XVI века при Жировицком храме существовал православный монастырь. Жировицкие монахи исполняли различные церковные обязанности при храме, где перед чудотворной иконой всегда было множество богомольцев, по просьбе которых совершались молебны. Польские историки свидетельствуют, что для непрерывного служения перед чудотворной иконой молебнов при храме содержалось 12 пресвитеров. Долгое время Жировицам была уготована роль оплота церковной унии на Беларуси, однако именно отсюда и началось воссоединение униатов с Православной Церковью.

Немалая заслуга в этом принадлежит митрополиту Литовскому и Виленскому Иосифу (Семашко). В 1828 году в Жировицах открывается Духовная семинария. При открытии в Жировицах Духовной семинарии монастырь должен был прекратить свое существование. Согласно "Высочайшему Указу", все монахи обязаны были перейти в соседний Бытенский униатский монастырь. Часть монахов перешла в Бытень, а оставшиеся десять человек стали официально именоваться "причтом Жировицкого кафедрального собора". Митрополит Иосиф никогда не был противником монашества. После воссоединения унии мы видим митрополита Иосифа покровителем православных монастырей, понимавшего их положительное значение. Но в период перед упразднением унии Преосвященный митрополит был настроен против базилианских монахов. Он был свидетелем того, что многие базилиане, жившие в Жировицком монастыре, давно отступили от строгих правил св. Василия Великого, что снизило авторитет и самого монастыря. о неблагочестивой жизни насельников монастыря стали говорить даже миряне, что было необычно для того времени.

С Литовской семинарией связаны лучшие годы жизни и деятельности митрополита Иосифа (Семашко) в Жировицком монастыре. Здесь он любил встречаться с профессорами семинарии. В своих долгих, искренних и мудрых беседах он сумел направить их мысли ко вреду унии, которая оторвала белорусов от России и лишила их национальных ценностей. Митрополит Иосиф способствовал тому, чтобы руководителями и наставниками были люди просвещенные, идейные, честные. В Жировицкой семинарии веяло новым духом, ее учебный план был устроен по образцу Петербургской семинарии. Преподавание велось только на русском языке и по учебникам для православных семинарий. Владыка Иосиф готовил воссоединение униатов с православными. Он говорил: "Премудрый Зиждитель избрал для обновления Литовской церкви не блестящий град, а смиренный уголок, находящийся под особым покровительством Матери Божией, прославленной чудотворной иконой Жировицкой. Здесь благодатию и предстательством Небесной Владычицы преобразились мы сердцем, обновляя чувства родственной любви к великому нашему русскому племени и Русскому Отечеству". Старанием Преосвященнейшего Иосифа униатская церковь все больше приближалась к своему начальному состоянию - к Православию. Владыка Иосиф ознакомил многочисленное униатское духовенство Литовской епархии с православным богослужением. Для этой цели проживавшие при монастыре монахи совершали ежедневные богослужения только по чину Восточной церкви. В период с 1831 по 1837 год все епархиальное духовенство побывало в Жировицах, где не только ознакомилось с православным богослужением, но и почувствовало готовящуюся перемену. Каждому из них было сказано соответствующее слово, которое должно было побудить мысли к воссоединению с Православием. В 1839 году совершился исторический акт возвращения к отеческой Православной Церкви ее чад, отторгнутых насилием в 1596 году. "Отторгнутые насилием - воссоединенные любовью" - так было написано на выбитых по данному случаю памятных медалях. Полоцк и Жировичи были центральными местами, в которых торжественными богослужениями отмечалось это историческое событие. В момент воссоединения униатов Жировицкий монастырь официально не существовал, но фактически он продолжал свою жизнь. Ввиду образования Виленской губернии в 1845 году, Литовская семинария и епархиальное управление из Жировиц были переведены в Вильно. Вместо семинарии в Жировицах было образовано духовное училище, а монастырские корпуса были заняты монахами. Так вновь возобновил свое существование Жировицкий православный мужской монастырь. В 1852 году настоятелем Жировицкого монастыря становится Николай (Редутто), проживший в обители тридцать лет. Обитель в эти годы испытывала большую нужду. Огромный Успенский собор нуждался в окончании строительства. Предпринимая капитальную перестройку собора, униаты хотели совершенно изменить его фасад, придав ему вид католического костела. Недостроенный собор в то время не был похож ни на костел, ни на православный храм, а скорее напоминал полуразрушенный средневековый замок. Ввиду большого размера собора на строительство нужны были значительные деньги.

Православные верующие охотно отозвались на "Воззвание" настоятеля Жировицкого монастыря в "Литовских епархиальных новостях" за 1865 год, и благочестивые добровольные пожертвования потекли в обитель. Храмы были восстановлены, братский корпус капитально переоборудован, построена небольшая гостинница для богомольцев, появились новые служебные постройки. За свое долголетнее настоятельство архимандрит Николай превратил полуразрушенный монастырь в прекрасный уголок Святой Руси. После ремонта храмов, архимандрит Николай обратил свой хозяйственный взор на благоустройство сада с фруктовыми деревьями, потом был заложен замечательный парк, разбиты аллеи, сделаны естественные террасы.

23 наября 1868 года в Вильно почил митрополит Иосиф (Семашко), завещавший Жировицкому монастырю 500 рублей на поминовение своей души. Это был последний знак внимания и любви святителя к Жировикой обители. Архимандрит Николай собирал документы, касающиеся истории обители. В 1867 году его стараниями была издана брошюра "О Жировицкой чудотворной иконе Божией матери и о Жировицкой обители". Скончался архимандрит Николай (Редутто) в 1889 году и был погребен за алтарем Крестовоздвиженской церкви. Обитель была любимым домом, а иногда местом ссылки нескольким архипастырям и пастырям, будущим священномученикам православной церкви.

В декабре 1896 года Указом Святейшего Синода Петр Федорович Полянский, впоследствии митрополит Крутицкий, Патриарший Местоблюститель, был назначен смотрителем Жировицкого духовного училища. Ревность о деле Божием, замечательные административные способности сделали из него прекрасного труженика на ниве церковного административно-педагогического служения. Будущий святитель привел Жировицкое училище, по отзыву ревизора Нечаева, в блестящее состояние. За усердную и плодотворную службу он был в 1899 году удостоен ордена св. Станислава 3 степени, а в 1903 г. пожалован тем же орденом 2 степени. В Жировицах священномученик Петр служение Церкви сочетал со служением обществу, участвуя в первой всероссийской переписи населения, исполняя обязанности члена-соревнователя Попечительства о народной трезвости, почетного мирового судьи Слонимского округа. 10 лет будущий митрополит трудился в Жировицком училище, в стенах древней обители, одного из форпостов Православия на западе России. В Жировицкий период произошло знакомство в Яблочинском монастыре епископа Люблинского Тихона Белавина (впоследствии Святейший Патриарх, причисленный к лику святых ) с Петром Полянским. на примере постановки дела в Жировицком духовном училище епископ Тихон оценил способности, возможности и талант П.Ф.Полянского.

В 1920 году Патриарх Московский и всея России Тихон предложил Петру Полянскому принять постриг, священство и епископство и стать его помощником в делах церковного управления. Предложение это было сделано в пору кровавых гонений на Церковь, когда замучены были уже тысячи священнослужителей, когда епископство, как и в древние времена, сулило не почет, а голгофские страдания. Священномученик Петр отнесся к призыву Первосвятителя как к призыву свыше, от Бога. Вовсе не почет к высокому сану сулило в те времена такое предложение. «Я не могу отказаться, - сообщал о своем решении Петр Полянский. - Если я откажусь, буду предателем Церкви, но когда соглашусь, - я знаю, я подпишу сам себе смертный приговор». Так в возрасте 58-и лет благополучный синодальный служащий избрал путь, который затем приведет его на Голгофу. Вскоре епископ Петр был арестован и сослан. По завещанию Святейшего Тихона, после его блаженной кончины, все права и обязанности Патриарха были возложены на Петра Полянского. Особую ненависть властей вызвали усилия митрополита Петра по противостоянию смуте и расколам в Русской Православной Церкви. Началась череда арестов и ссылок. В 1927 г. постановлением ВЦИК митрополит Петр был сослан за Полярный круг, на берег Обской губы, в поселок Хэ. Но и здесь его не покидали заботы. С берега Обской губы он отправлял письма, исполненные глубокой тревоги за нестроения внутри Церкви («...самыми огорчительными были сообщения о том, что множество верующих остаются за стенами храмов...» - из письма, отправленного из Хэ в феврале 1930 г.) Не сломила дальняя ссылка и душевных качеств митрополита Петра. В конце срока ссылки, рассчитывая на скорое освобождение, митрополит раздал все свои вещи нищим. Он не мог знать, что ему предстоят еще долгие годы мытарств в тюремных застенках Тобольска, Екатеринбурга, Верхнеуральска. Ранним утром 10 октября 1937г. митрополит Петр был расстрелян по приговору тройки НКВД по Челябинской области. Новомученик Петр (Крутицкий) был прославлен определением архиерейского собора Русской Православной Церкви в 1997г. Грядущие потрясения не могли обойти стороной Жировицкий монастырь. Так, сюда был отправлен на покой знаменитый саратовский епископ Гермоген (Долганов).

Гермоген (в миру Долганов Георгий Ефремович), свмч., епископ Тобольский и Сибирский (25.04.1858—16[29].06.1918), активный участник монархического движения, вдохновитель и организатор Православного Всероссийского Братского Союза Русского Народа в Саратове. С большой любовью и уважением относился к епископу Гермогену святой праведный Иоанн Кронштадтский, говоря, что за судьбу Православия он спокоен и может умереть, зная, что епископы Гермоген и Серафим (Чичагов, память 28 ноября) продолжат его дело. Предрекая мученическую кончину Святителя, батюшка писал ему в 1906 году: «Вы в подвиге, Господь отверзает Небо, как архидиакону Стефану, и благословляет Вас». В 1910 еп. Гермоген выступил против постановки богохульных пьес в саратовском театре, из-за чего у него возник конфликт с губернатором. Чиновники начали распространять о нем сведения, как о человеке неу
бунтарка
1.4.2009, 18:53 · Re: Православные монастыри и храмы
Аватар
Картинка
Иверская часовня (Иверской Божией Матери часовня) в Москве, в Воскресенских воротах Китай-города. Одна из главных святынь русского народа. По традиции православные русские люди, пришедшие в Москву, обязательно отправлялись помолиться в часовню перед иконой Иверской Божией Матери. Русские цари при въезде в Первопрестольную останавливались у Воскресенских ворот, с внешней стороны которых находилась часовня, и молились в ней перед входом в Кремль. Китайгородская стена с Воскресенскими воротами была построена в 1534-38. В 1635 над воротами поставлена светлица, а в 1680-е — палатка с двумя шатрами над нею.

По ночам святую икону Иверской Божией Матери из часовни возили из дома в дом в закрытой карете, запряженной четверкой лошадей, в сопровождении священнослужителей. Впереди скакал всадник с факелом.

В 1929 часовня была разрушена еврейскими большевиками, восстановлена по воле Божией в 1990-х.
бунтарка
1.4.2009, 18:55 · Re: Православные монастыри и храмы
Аватар
Картинка
Иверский Богородичный Святоезерский мужской монастырь, Новгородская еп., близ г. Валдая, на одном их островов Валдайского озера. Основан в 1653 патр. Никоном по образцу Афонского Иверского монастыря. Здесь находилась часть мощей блж. Иакова Боровичского. В Успенском соборе, построенном патр. Никоном, находилась принесенная сюда с Афона в 1656 Иверская икона Божией Матери
бунтарка
1.4.2009, 18:57 · Re: Православные монастыри и храмы
Аватар
Картинка
Марков Свято-Троицкий мужской монастырь, Полоцкая еп., близ Витебска, в д. Слободке на берегу Двины. Основан иноком Марком, но когда — неизвестно; существовал до 1576, когда Троицкий храм его считался приходским; возобновлен в 1633 кн. Львом Огинским. В нем находилась древняя чудотворная Витебская Казанская икона Божией Матери — дар патриарха Никона.

История Казанской церкви неразрывно связана с Марковым монастырем, давшим название целому району города - Марковщина. Основанный в XV веке, он неоднократно закрывался. Это случалось во времена униатских и коммунистических гонений, но всегда возрождался вновь как один из непреклонных столпов православия, что в очередной раз произошло в 2000 году.

Этот храм - единственное из уцелевших строений монастыря, долгое время был и единственной действующей в Витебске церковью. В давние времена на ее месте стояла деревянная Петропавловская церковь, построенная в 1650-е годы. В 1690 году церковь сгорела, и на ее месте построили новую. Но потом и эта церковь погибла, и в 1760 году был построен новый каменный храм. При строительных работах откопали фундамент старой церкви, который глубоко вошел в землю. Его приспособили под подвал нового построения, освященного в честь Покрова Богородицы.

Одной из наиболее чтимых святынь монастыря является чудотворный образ Казанской Богородицы, подаренный в 1656 году московским патриархом Никоном игумену Каликсту Ритарийскому.
Ныне Казанская церковь существует в перестройке послевоенного времени. Она крестовая в плане, с тремя полукруглыми в плане алтарными апсидами и значительным по площади притвором-бабинцем. Стены украшены пилястрами. В центральной апсиде сохранилось древнее арочное окно, заложенное кирпичом, украшенное барочным наличником в виде накладного портика с фронтоном замысловатой формы. Остальные проемы украшены полуциркульными архивольтами. До недавнего времени бескупольная в 2005 году Казанская церковь обрела вместо светового фонаря самый большой в городе купол.

Главный престол храма освящен в честь Казанской иконы Божией Матери (престольный праздник – 21 июля, 4 ноября), а боковой придел - прп. Сергия Радонежского (престольный праздник –18 июля).
бунтарка
1.4.2009, 19:02 · Re: Православные монастыри и храмы
Аватар
Картинка
Казанский собор в Петербурге, первый храм на его месте построен по повелению Анны Иоанновны, которая питала особое уважение к чудотворной иконе Казанской Божией Матери и велела установить ее именно здесь. Здание первого храма не отличалось великолепием и поэтому Павел I приказал возвести новое здание, подобающее небесной покровительнице Русского государства. Казанский собор был воздвигнут по проекту зодчего А. Н. Воронихина. Перед архитектором стояла сложная архитектурная задача. Собор был обращен к Невскому проспекту боковым фасадом. Воронихин скрыл основной объем здания грандиозной торжественной колоннадой из 96 коринфских колонн. Подобная колоннада должна была оформить и противоположный фасад.

Казанский собор — выдающееся произведение русского классицизма и блестящий образец синтеза искусств. Наружная скульптура принадлежит ваятелям И. П. Мартосу, С. С. Пименову, И. П. Прокофьеву, Ф. Г. Гордееву, Ж.-Д. Рашетту, В. И. Демут-Малиновскому. Двери северного фасада отлиты из бронзы по образцу “Райских дверей” во Флоренции — произведения знаменитого скульптора XV в. Л. Гиберти.

Внутри собора были иконы, написанные выдающимися русскими художниками К. П. Брюлловым (Взятие Богородицы на небо), Ф. А. Бруни (Покров Пресвятой Богородицы), П. В. Васина (Введение во храм).

В 1813 в соборе был погребен главнокомандующий русскими войсками в Отечественной войне 1812 фельдмаршал М. И. Кутузов. Здание стало пантеоном русской военной славы. Мемориальное значение Казанского собора возросло после открытия в 1837 памятников М. И. Кутузову и М. Б. Барклаю де Толли.
бунтарка
1.4.2009, 19:03 · Re: Православные монастыри и храмы
Аватар
Картинка
Казанский собор на Красной площади в Москве, памятник благодарения Богу и чудотворной иконе Пресвятой Богородицы Казанской за победу русского народа над польскими оккупантами в Смутное время н. XVII в. Сооружен на вклад кн. Д. М. Пожарского в 1620-х, достроен после пожара в 1626. Строил собор мастер Абросим Максимов, освящал собор 15 октября 1636 патр. Иосиф в присутствии царя Михаила Федоровича и кн. Пожарского. В храме была установлена икона Казанской Божьей Матери, покровительницы Русского государства, главнейшая святыня народного ополчения Минина и Пожарского, которую торжественно вносили в каждый освобожденный от врага город.

Святыня русского народа была разрушена еврейскими большевиками в 1936. В 1937 на месте храма как раз со стороны святых алтарей и там, где с древности стоял Святой колодец с родниковой водой, еврейские большевики построили общественный туалет, просуществовавший до к. 1980-х. По воле Божией Казанский собор восстановлен в н. 1990-х.
бунтарка
1.4.2009, 19:05 · Re: Православные монастыри и храмы
Аватар
Картинка
Киево-Братский Богоявленский мужской монастырь, Киевская еп., в Киеве, на Подоле. Основан в XVI в., в бытность Константинопольского патр. Иеремии в России; состоял в его ведомстве и именовался патриаршим ставропигиальным; в 1620 греческий патр. Феофан учредил в монастыре братство, почему и монастырь назывался братским, и основал здесь училище, которое в 1634 Петром Могилой преобразовано в коллегию; здесь находилась духовная академия. В монастыре свято чтилась чудотворная Киево-Братская икона Божией Матери, которая явилась в 1654 в Вышгороде, но в 1662, во время войны с поляками и татарами, была пущена в Днепр и приплыла в Киев к берегу Подола, где и была вынута из воды и перенесена в монастырь; празднование в честь этой св. иконы совершалось 10 мая, 2 июня, 6 сентября и в субботу 5-й недели Великого поста. В монастыре также хранился Животворящий Крест, выточенный из кипарисного дерева (дар патр. Феофана), частицы св. мощей печерских угодников и серебряный позолоченный крест, данный в 1622 гетманом Петром Сагайдачным.
бунтарка
1.4.2009, 19:05 · Re: Православные монастыри и храмы
Аватар
Картинка
Киево-Печерская лавра, Киевская еп., в Киеве, на правом берегу Днепра. Она разделялась на четыре части: Великая лаврская церковь, или Успенский собор, Больничный Троицкий монастырь, Ближние Пещеры и Дальние Пещеры. Этот древнейший во всей России и знаменитейший монастырь основан прпп. Антонием и Феодосием Печерскими. Название свое он получил, как говорит прп. Нестор летописец, потому что “братия прежде жила в пещере, пошел же монастырь этот от благословения св. горы”, совершая свое великое и святое на Руси дело. Но беды и несчастия родной земли коснулись и этой св. обители. В 1096 монастырь был подожжен и разграблен половцами; в 1240 разорен и сожжен татарами; в к. XVI в. им пытались овладеть униаты, но безуспешно. В н. XVIII в. монастырь был обнесен крепкой каменной стеной. В 1718 большой пожар истребил весь монастырь. От Великой Успенской церкви остались одни стены, да спасена была от огня только чудотворная икона Божией Матери. Через 10 лет Киево-Печерский монастырь, благодаря щедрым пожертвованиям, был возобновлен и благоустроен. С 1592 по 1688 Киево-Печерский монастырь был ставропигией Константинопольского патриарха; с 1688 именовался ставропигионом царским и патриаршим Московским и первой в России архимандрией; в 1786 утвержден в степени лавры. Здесь над Царскими вратами находилась первая в России, по древности, чудотворная икона Успения Божией Матери, принесенная сюда, по преданию, в 1073 из Царьграда святыми каменостроителями, которые чудесно получили ее из рук Богоматери для Печерской обители. С того времени св. икона и пребывала в Лаврской церкви. С 1812 пред сею св. иконою, в память избавления России от нашествия 22-х иноплеменных языков, горела неугасаемо лампада. У правого клироса — кафедра священноархимандрита лавры. Древняя фресковая живопись и мозаичные изображения, украшавшие внутренние стены храма, не сохранились. При возобновлении храма после пожара 1718 внутренние стены были расписаны масляною живописью. В конце прошлого столетия храм был расписан и реставрирован в стиле XI в. В этом же храме находились: празднуемая 5 июня Игоревская древняя икона Божией Матери, с Богомладенцем на правой Ее руке, бывшая келейной у св. кн. Игоря Ольговича, пред которой он молился пред своей мученическою кончиною в 1147 и которая принадлежала ему; гробница с частью трапезы Христовой, частью ризы Господней, частью крови св. Иоанна Крестителя и ап. Фомы, частью мира из гроба св. вмч. Димитрия Солунского и частицами мощей свв. пророков, апостолов, святителей и мучеников; частицы мощей свв. печерских угодников в серебряной гробнице, частицы мощей св. архидиакона Стефана; мощи прп. Феодосия Печерского под спудом; над ними на стене икона Божией Матери с Богомладенцем, предстоящими двумя ангелами и прпп. Антонием и Феодосием, называемая Печерскою и празднуемая 3 мая; мощи св. Михаила, первого митр. Киевского, и глава св. равноап. кн. Владимира, положенная здесь митр. Петром Могилою в 1635; нетленное тело Тобольского митр. Павла (Канюскевича), гробница кн. К.И. Острожского. Кроме того, в лавре находились гробницы: Кирилла (Куницкого), еп. Чигиринского, митр. Петра Могилы, В.Л. Кочубея и И. Искры, а равно и других князей, гетманов и знатных южнорусских панов, благодетельствовавших лаврской обители; рядом с могилами Кочубея и Искры, по особому Высочайшему соизволению, погребен злодейски убитый 1 сентября 1911 в Киеве председатель Совета министров П.А. Столыпин. Лаврская колокольня, в 4 яруса, построена в 1731-45; Обновлена в 1825; 10 ее колоколов имели свои особые названия: Орел, Зосимин, Полиелейный, Благовест, Балык, Успенский, Братский, Ранний, Буденный, Скликун и Часовой; самый большой из них — в 1630 пудов. Направо от Великой церкви, в двухэтажном каменном здании, находились кельи архимандрита лавры — Киевского митрополита, и при них две церкви: в верхнем этаже — Благовещения Пресвятой Богородицы с двумя приделами на хорах (справа — во имя св. Флавиана, патр. Цареградского, слева — св. Митрофана, еп. Воронежского), а в нижнем — св. Михаила, первого митр. Киевского. Далее, к востоку, находилась братская трапеза и при ней церковь во имя прпп. Антония и Феодосия Печерских. Влево от св. ворот лавры находился Больничный Троицкий монастырь, основанный прп. Николою Святошей; здесь больница с аптекой, устроенная в 1842. Вблизи лавры находился целый ряд неизвестно когда ископанных пещер, каковы: Варяжские, Кирилловские, Китаевские, Межигорские, Пироговские, Трехсвятительские и Ивановские. По летописи, такие пещеры издавна служили очень удобным местом для укрывательства в них варягами награбленного ими имущества. Но все названные пещеры остались в безызвестности. Славны же только пещеры свв. угодников Киевских. Пещеры эти находились на крутом берегу Днепра и разделялись на Ближние, или Антониевы, и Дальние, или Феодосиевы. Иноки, заключавшие себя на всю жизнь в тесных подземельях, среди вечного мрака, освященного лампадами, теплящимися пред иконами, жили по нескольку десятков лет, вовсе не выходя на свет. Вся жизнь их была посвящена умерщвлению плоти постом, трудами и почти непрерывною молитвою. Иноки были людьми, заживо себя погребшими, вечно безмолвствовавшими и вечно боровшимися со страстями и духом злобы. Но и в пещерной жизни были еще степени по данным обетам Спасителю душ, по умерщвлению плоти и часам молитвы. Первая, или обыкновенная, степень жития, которой подвергались все пещерножители, состояла в общении друг с другом в часы общей молитвы; вторая, или исключительная, была избираема некоторыми иноками, кои, ревнуя совершеннейшим подвигам самоотвержения, рыли для себя тесную пещеру в проходе пещерном и, войдя в оную, изнутри ограждали навсегда вход в нее, заживо разъединяя себя с живыми людьми, и пребывали в таком заключении до конца своей жизни, и по смерти, как уже отпетые и погребенные, оставались неприкосновенными; эта степень называлась затвором. Игумен пещерный, или избранный инок, два или три раза в неделю подходил к малым отверстиям затворов, оставленным для впуска воздуха и приема пищи, и в отверстие клал просфору и определенную меру святой воды и, испросив благословение затворившегося, безмолвно удалялся; когда же просфора и вода оставались нетронутыми, то это служило доказательством, что затворник окончил жизнь. Затворничество, начавшееся при прп. Антонии, усилилось в XII в. Самые пещеры долго были закрыты. Во время татарского нашествия все входы в них были завалены землей. В XV в. началось свободное посещение пещер богомольцами. Мощи святых сохранялись в гробницах, поставленных в нишах по обе стороны пещерных галерей; у изголовья изображение святого и пред ними теплилась лампада; над гробницею или нишей — табличка с именем святого. Ближние пещеры находились на уступе Лаврской горы, обнесенной в 1844 крепостной стеной. Над входом в Ближние пещеры стояла каменная церковь во имя Воздвижения Честного Креста. В ней замечательны: 1) большой крест, с частью древа Креста Господня, вделанный в храмовую икону Воздвижения; 2) Казанская икона Божией Матери, в киоте за левым клиросом, пред которой в пятницу вечером читался акафист Божией Матери; 3) надгробия погребенных здесь митр. Киевских: Филарета, Арсения, Филофея, Иоанникия и Феогноста. Ближние пещеры представляют собой подземные галереи, главные из которых пересекались иногда меньшими поперечными и шли извилисто. Обозрение их начиналось с востока, направлялось к северо-западу, поворачивало к юго-западу и возвращалось снова к церкви Воздвижения Креста Господня. В этих пещерах нетленно почивают свв. мощи угодников Божиих и устроены церкви: прп. Антония, основателя пещер, прп. Варлаама, первого игумена, и Введенская. Церковь прп. Антония устроена при гробе пещерной кельи его. Над пещерами прп. Феодосия находились две каменные церкви: одна — во имя Рождества Пресвятой Богородицы, построенной прп. Варлаамом), вторая, небольшая, — во имя Зачатия св. Анны. Дальние пещеры находятся на противоположном лавре холме, в 90 саженях от нее; они еще более извилисты, чем Ближние. В них почивают свв. мощи угодников Божиих и мироточивые главы (в трех местах). В пещерах устроено три церкви: во имя Благовещения Пресвятой Богородицы, прп. Феодосия Печерского и Рождества Христова. Близ церкви прп. Феодосия находилась в стенном углублении, на большом серебряном блюде, мироточивая глава, миром которой помазывались приходящие на поклонение свв. мощам. В Христорождественской церкви находилась в особой раке часть мощей св. младенца, Христа ради убиенного от Ирода, данная в лавру Иерусалимским патриархом Феофаном в 1620. Между Ближними и Дальними пещерами в овраге сохранялись два святых колодца, из которых один, по преданию, ископан прп. Антонием, а другой — прп. Феодосием
бунтарка
1.4.2009, 19:06 · Re: Православные монастыри и храмы
Аватар
Картинка
Кирилло-Белозерский Успенский мужской монастырь, Новгородская еп., при г. Кириллове, на берегу Сиверского канала. Основан в 1397 прп. Кириллом, мощи которого почивали здесь под спудом в церкви его имени; пред серебряной ракой, на стене, находился образ прп. Кирилла, писанный учеником его прп. Дионисием Глушицким еще при жизни самого преподобного. Эта обитель, состоящая из двух монастырей — Успенского (большого) и Ивановского (малого), имела 11 храмов, кроме приделов. Главный холодный собор во имя Успения Пресвятой Богородицы сооружен в 1498. Храмовая икона Успения писана иноком Андреем Рублевым. Здесь же находилась чудотворная Смоленская икона Божией Матери Одигитрии, пред которой молился прп. Кирилл, когда услышал чудесный голос, повелевающий идти на Белоозеро; эта икона богато украшена; оклад, чеканный серебряный, позолочен, обнизан жемчугом и усыпан драгоценными камнями; все это — жертвы, собранные веками; празднование ей совершалось 8 июня и 28 июля. Теплый собор по имя Введения Пресвятой Богородицы построен в одно время с холодным, но переделан в начале прошлого столетия. В монастыре находились иконы: Успения Божией Матери и прп. Кирилла, писанные прп. Дионисием Глушицким. С северо-восточной стороны к монастырю примыкал особый холм, бывший местом подвигов прп. Кирилла. Здесь находился Ивановский монастырь, отделенный особой каменной стеной. Он был основан по случаю рождения вел. кн. Иоанна Васильевича. Здесь еще сохранялась деревянная часовня, сооруженная прп. Кириллом. В ней — два деревянных креста, сделанных самим преподобным. Неподалеку от нее место, где преподобным была вырыта пещера для первоначального жития. В ризнице заслуживали внимания: духовное завещание прп. Кирилла и 13 келейных книг, писанные собственною его рукою, фелонь, подризник и другие его одежды. Монастырь служил местом заточения многих известных в истории лиц: здесь был пострижен неволею в иночество и содержался 5 лет под стражею кн. Василий Иоаннович Патрикеев-Косой (Вассиан Косой); патр. Никон здесь провел последние годы своего заточения. Ежегодно 28 июля с чудотворною иконой Одигитрии из монастыря совершался по городу крестный ход.
бунтарка
1.4.2009, 19:07 · Re: Православные монастыри и храмы
Аватар
Картинка
Княгинин Успенский женский монастырь, Владимирская еп., во Владимире. Основан в 1199 кн. Мариею (в иночестве Марфою), супругою вел. кн. Владимирского Всеволода Юрьевича. В 1311 монастырь был разорен татарами; возобновлен в н. XVI в.; в 1855 пострадал от пожара; в 1865 возобновлен. Монастырский соборный храм — в честь Успения Божией Матери с приделами Благовещения и Рождества Христова. Здесь почивали мощи мч. Авраамия Болгарского и были погребены кн. Александра, первая супруга св. Александра Невского, вторая его супруга кн. Васса и дочь Евдокия. За левым клиросом на столпе помещалась древняя икона св. мч. Авраамия; она служила некогда вместо гробовой доски над мощами страстотерпца. Здесь же находилась гробница кн. Марии, основательницы монастыря, и других князей и княгинь, здесь погребенных. Построенный в 1200 Успенский собор много раз переделывался; после окончательной реставрации он был освящен в 1902. Стены были расписаны сверху донизу. Здесь и Страшный суд, и праздники двунадесятые, и Символ веры, и акафист Божией Матери. Акафист начинался на южной стороне от иконостаса и шел в два ряда до западной стены, которая была занята по обычаю изображением картины Страшного суда, и оканчивался на северной стене, где картины акафиста тоже шли в два ряда. В алтаре на своде изображалась песнь: “Ныне силы небесныя”, где ангелы в церковных облачениях совершали великий выход с дарами. Из икон замечательны в особенности те, которые составляли дар патр. Иосифа; в иконостасе — икона Спасителя и Владимирская икона Божией Матери, Казанская икона Божией Матери и икона Успения Пресвятой Богородицы, письма XV в., обложенные по полям басемным серебром. Кроме храма Успения в монастыре стояла отдельно теплая церковь во имя Казанской иконы Божией Матери с приделами св. Иоанна Златоуста и мч. Авраамия. В этой церкви сохранялись Царские врата с мелкой резьбой искусной работы XVI в. и икона Спасителя, сидящего на престоле с Евангелием в руках, около Которого изображены коленопреклоненные в молитвенном положении св. Александр Невский в схиме и мч. Авраамий; икона эта — дар патр. Иосифа. Ризница монастыря была богата утварью; в ней сохранялись древние предметы, все — дары патр. Иосифа.
бунтарка
1.4.2009, 19:09 · Re: Православные монастыри и храмы
Аватар
Картинка
Михаило-Архангельский мужской монастырь, Архангельская еп., в Архангельске. Основание его относят к XII в. и приписывают св. Иоанну, архиеп. Новгородскому. В 1419 монастырь подвергся опустошению от шведов; в 1636 сгорел и перенесен на то место, где теперь находится. В монастыре хранилась древняя Владимирская икона Божией Матери, поступившая сюда от преосвящ. Игнатия, еп. Воронежского, уроженца Архангельской губ., и золотой крест с частицею древа Креста Господня, полученный от Герасима, патр. Иерусалимского, в 1894.
бунтарка
1.4.2009, 19:11 · Re: Православные монастыри и храмы
Аватар
Картинка
Никитский женский монастырь, Московская еп., в Москве на Большой Никитской улице. Основан боярином Никитою Романовичем Юрьевым, около 1584. В монастыре находились части мощей разных угодников, часть перста вмч. Никиты и весьма чтимая икона его.
бунтарка
1.4.2009, 19:12 · Re: Православные монастыри и храмы
Аватар
Картинка
Никитский мужской монастырь, Владимирская еп., недалеко от Переславля. Известен был в XII в. под именем лавры. В 1611 монастырь был разорен литовцами, а затем был восстановлен, благодаря щедротам царя Михаила Феодоровича. Здесь подвизался прп. Никита Столпник; над мощами его в соборном храме его имени (освященном в 1574) была устроена серебряная, чеканной работы, рака; при ней вериги прп. Никиты. Близ храма, на месте столпа, где подвизался преподобный, был сделан каменный столп. В числе церковной утвари хранились вклады Анастасии Романовны (супруги Иоанна Грозного), Михаила Феодоровича, патр. Филарета и бояр. В церкви Благовещения замечательна художественно-вышитая икона прп. Никиты — дар Анастасии Романовны. Ежегодно 24 мая и 21 июля совершались крестные ходы из Переславля в монастырь.
бунтарка
1.4.2009, 19:13 · Re: Православные монастыри и храмы
Аватар
Картинка
Никола Большой Крест, церковь Николая Чудотворца в Москве на Ильинке, главная святыня русского купечества. Построена архангельскими купцами Филатьевыми в 1680-1697. Пятиглавый храм сверкал нарядным блестящим убранством с бледно-голубой окраской, в несколько этажей на подклете, служил в то же время и товарным складом. В храме, по обету его создателей, воздвигнут огромный, саженной высоты, крест со 156 частицами мощей. Крестное целование ставится в связь с обычаем приводить к присяге лиц, тяжущихся в Кремле в царских приказах. Для украшения храма были приглашена самые лучшие мастера.

В 1933 церковь была разрушена еврейскими большевиками.
бунтарка
1.4.2009, 19:14 · Re: Православные монастыри и храмы
Аватар
Картинка
В старой Москве церквей, освященных во имя самого чтимого на Руси святого Николая Чудотворца, было огромное число - и сохранившихся до наших дней, и разрушенных при советской власти. В числе последних помянем самую знаменитую церковь св. Николая "Большой Крест", стоявшую в самом начале Ильинки и основанную там еще до возведения Китайгородской стены в первой половине XVI века. В ней приводили к присяге - "крестному целованию" - граждан, имевших судебные тяжбы, и в храме по обету его создателей был воздвигнут огромный крест с частицами святых мощей.

Одна из ныне действующих церквей Николая Чудотворца находится на Берсеневской набережной около палат Аверкия Кириллова. Недавно отреставрированная, она похожа на пряничный теремок. Ее ныне существующее здание было возведено в XVII веке, но сама церковь появилась здесь гораздо раньше. Всю свою историю церковь была связана и с этим легендарным домом, и с этим зловещим местом. В мрачные средневековые времена Иоанна Грозного, и в советское лихолетие она оставалась здесь единственным оплотом православной веры, и прибежищем живших тут москвичей - может быть и поэтому церковь чудесно уцелела. О ней мы уже упоминали в очерке об истории церкви Похвалы Богородицы, стоявшей на противоположном берегу Москвы-реки рядом с храмом Христа Спасителя (см. нашу публикацию от 12 апреля с.г.)

Само название местности - Берсеневка - уже наводит на мрачное воспоминание о казненном в далеких временах московском боярине. В XVI - XVIII в.в. здесь находилась "Берсенева решетка", то есть ночная застава, запираемая и охраняемая сторожами, которые следили за порядком в городе. В годы правления Ивана III за караул в этом участке отвечал "объезжий голова" боярин И.Н. Берсень-Беклемишев, имя которого носит и одна из Кремлевских башен - Беклемишевская, потому что рядом с ней располагался его двор. Где-то там, у Москвы-реки, боярин был казнен в 1525 году - из-за неосторожной и смелой искренности с великим князем Василием III. А еще говорили, что перед смертью опальный боярин переехал из Кремля со всем своим двором на Берсеневку.

Впрочем, другая, менее обоснованная версия гласит, что название этой местности произошло от сибирского слова "берсень" - крыжовник, который мог расти в близлежащем Государевом саду на Софийке. Он был разбит еще повелением великого князя Ивана III в 1493 году, когда в пожаре выгорело все Заречье против Кремля, и государь приказал устроить там только сад, без жилых домов, дабы предостеречься от огня в городе впредь.

Уже в конце XIV века здесь, в районе Берсеневки, был монастырь под именем Никола Старый, что "на Болоте" - такое название получила эта топкая местность из-за постоянных разливов Москвы-реки и сильных дождей, которые превращали правобережную часть города в болото до постройки в 1786 году Водоотводного канала.

Видимо, с тех времен, от древнего монастыря и осталась на Берсеневке Никольская церковь - возможно даже, что она была прежде соборным храмом этой обители или одной из ее церквей. Церковь упоминается еще в 1475 году, когда была деревянной, а в 1625 году называлась "Великий чудотворец Никола за Берсеневой решеткой". А память о замосквореченском, или, как говорили в старину, зареченском монастыре Москва хранила долго - молва утверждала, что именно в него Иван Грозный заточил опального митрополита Филиппа. И будто со всей первопрестольной стекался на Болото народ и толпился у стен темницы мученика. На самом же деле митрополита держали под арестом в Богоявленском монастыре Китай-города, а предание о Берсеневке появилось из-за слухов о Малюте Скуратове. С его именем молва связывала соседние с церковью красные палаты - будто бы жил в них сам главный опричник, к которому мрачный дом перешел от того самого боярина Берсеня.

Древняя часть этих палат действительно относится к XVI веку, и возможно, что именно здесь происходили тайные и кровавые расправы над неугодными царю. В 1906 году при сооружении электрической станции здесь, неподалеку от будущего Дома на Набережной, были открыты старинные подземные помещения - настолько высокие, что в них могла поместиться лошадь, о чем свидетельствуют обнаруженные там кости. В мрачных подземельях были найдены и останки человека, и множество тисков, а вскоре рядом нашли серебряные монеты времени Грозного. Вероятно, это и были пыточные подземелья Малюты Скуратова, который жил где-то рядом. Однако в советское время могила опричника была обнаружена на противоположном берегу Москвы-реки, близ церкви Похвалы Богородицы, что оставило историкам новую загадку, - ведь в те времена умерших хоронили только в своих церковных приходах, а значит, Скуратов жил не на Берсеневке, а прямо напротив нее.

Так или иначе, но только Берсеневка в московской молве была тесно связана с Малютой Скуратовым. Еще одно предание гласит, что после Скуратова дом перешел к его зятю, Борису Годунову - царь был женат на дочери Малюты.

Лишь с середины XVII века дом и церковь на Берсеневке имеют доподлинно известную историю. В 1657 году из старых палат построил себе усадьбу думный дьяк Аверкий Кириллов, заведовавший царскими садами в Замоскворечье. Тогда же он выстроил заново и красавицу-церковь с главным престолом, освященным во имя Св.Троицы, и с Никольским приделом, которая стала его домовым храмом. В 1695 году, уже после гибели дьяка, на ее колокольне появился колокол в 1200 пудов, отлитый самим Иваном Моториным - 42 года спустя он вместе с сыном будет отливать в Кремле печально знаменитый Царь-Колокол.

Надолго растянулось строительство палат - работы еще велись и на рубеже XVII-XVIII столетий. Полагают, что в создании их окончательного вида принимал участие знаменитый М.Чоглоков, архитектор Сухаревой башни. Однако другая, более точная версия называет автором палат Ивана Зарудного - из-за сходства декора Берсеневских палат с элементами его Меншиковой башни, построенной позднее.

После смерти царя Федора Алексеевича Аверкий Кириллов встал на сторону Нарышкиных и попал в круг придворных лиц, которых замыслили погубить Милославские. И был дьяк убит вместе с Артамоном Матвеевым во время стрелецкого бунта 1682 года: его сбросили с Красного крыльца на землю, изрубили, и труп поволокли на Красную площадь с криками: "Расступитесь, думный едет!" Он был погребен здесь, на Берсеневке, в приходе своей домовой церкви.

Его сын Яков тоже сначала был думным дьяком, а потом постригся в монахи в Донской монастырь. Кирилловы много жертвовали на эту обитель - именно на их средства были сооружены монастырские красные стены с красивыми башнями.

С 1756 года дом на Берсеневке стал принадлежать казне: сначала здесь располагался сенатский архив, потом в нем жили сенатские курьеры, и дом именовался "Курьерским". В 60-х годах ХIХ века бывший дом Кирилловых был подарен правительством московскому Археологическому обществу, которое проводило в нем свои знаменитые публичные научные заседания.

Церковь же с середины XVIII века стала обыкновенной приходской. В 1812 году она пострадала от пожара - "обгорела" и отреставрированная, была вновь освящена в следующем году после изгнания Наполеона.

В конце 1920-х годов в бывших палатах думного дьяка разместилось общежитие строителей Дома на Набережной. А в 30-е годы в подвале под закрытой Никольской церковью были найдены старинные иконы и скелет девушки с косой и вплетенной лентой, замурованный в нишу. Увидеть страшную находку больше никому не удалось - когда открыли каменную плиту, прах вмиг рассыпался.

В 1930 году после закрытия замосквореченской церкви немедленно стали добиваться ее сноса: в тот же год уничтожили колокольню, поскольку она "затемняла" помещение соседних реставрационных мастерских. Причина же сноса была, разумеется, другой - о ликвидации церкви на Берсеневке особенно хлопотал пресловутый архитектор Борис Иофан, строивший в том месте целый архитектурный ансамбль - Дворец Советов и Дом на Набережной - как образец социалистического "дома-города" в стиле конструктивизма. По первоначальному проекту Дом должен был гармонировать с Кремлем и в замысле предполагался красно-розового цвета. Но судьба распорядилась иначе, и дом оказался мрачно-серым.

Трагедия Берсеневки продолжилась и в зловещем Доме на Набережной - пошла молва, что он был построен из кладбищенских плит с разоренных большевиками могил, и потому столь несчастно складывалась судьба его многочисленных жильцов. Это были в основном члены советского правительства, министры и их заместители, маршалы и адмиралы, на головы которых в 30-е годы обрушилась секира сталинских репрессий. Лишь единицы из них избежали казни и лагерей. Даже "покой" жителей дома вместо консьержек охраняли военные, а в маленьких подвалах-окошках первого этажа держали сторожевых собак.

Старинный Никольский храм начали разбирать - в таком соседстве с новым идеологическим центром советской столицы ему не было места. А потом строительство Дворца Советов было приостановлено, и храм чудом уцелел. В 1958 году в нем был открыт НИИ музееведения, а в 70-х годах началась его реставрация.

Богослужения в нем были возобновлены в 1992 году. На празднике Преображения того же года в церкви был отслужен молебен о мире в Абхазии. В настоящее время храм действует
бунтарка
1.4.2009, 19:15 · Re: Православные монастыри и храмы
Аватар
Картинка
Еще одна замечательная и очень древняя, но, к сожалению, закрытая Никольская церковь Москвы находится в Китай-городе (бывший Юшков переулок, в советское время - проезд Владимирова, а с 1992 года - Никольский пер.). Она называется "Красный звон", или "у красных колоколов" - от "красного", красивого звона своих колоколов. В старину была известная поговорка: "Хлеба-соли покушать, Красного звону матушки Москвы послушать", а китайгородская Никольская церковь, как Москва, славилась своими колоколами.

Церковь безусловно принадлежит к числу древнейших московских храмов. Раньше в ней был придел во имя св. Зосимы Соловецкого, и это навело исследователей на мысль, что эту церковь, столь близкую к Кремлю, основал сам митрополит Филипп в 1566 году - в память мирных дней своего пребывания в Соловецкой обители. И когда святитель попал в опалу, Иван Грозный в ярости приказал переосвятить китайгородский храм, который и переименовали в честь св. Николая Чудотворца. А когда митрополит Филипп был причислен к лику святых, и мощи его торжественно встретили в Москве, то во время очередного обновления храма в конце XVII века С.Г.Нарышкин, чтя память святителя, вновь устроил в Никольской церкви придел в честь соловецких святых Зосимы и Савватия.

Другая история гласит, что эта церковь появилась здесь еще в 1561 году, каменной, тщанием обыкновенного китайгородского купца Григория Твердикова, а некоторые и вовсе относят его жизнь к следующему, XVII столетию. Обычная путаница истории.

В XVII веке Никольская церковь называлась "что слывет у Красных колокольниц на Посольской улице" - здесь тогда размещался Посольский двор. Ее главный престол был освящен во имя Рождества Богородицы, и здесь находилась бесценная святыня - икона Одигитрии письма Симона Ушакова.

Этот храм был известен тем, что в нем, по легенде, была захоронена голова мятежника Алексея Соковнина - начальника Конюшенного приказа, который в 1697 году участвовал в заговоре сторонников царевны Софьи против Петра I и был за то казнен. Его родственники вытребовали останки, но тело власти отправили в "убогий дом", и была погребена с почестями только отсеченная голова.

В 1858 году неоднократно перестроенную к тому времени церковь разобрали совсем и старанием купца Полякова построили новый храм, доживший до нашего времени. Возможно, его архитектором был известный Н.И.Козловский, построивший храм Всех Скорбящих Радость в Калитниках, - он точно делал иконостас новой Никольской церкви.

И самая интересная страничка в истории Никольского храма связана с его "красными" колоколами. От старомосковского названия церкви произошла легенда, будто ее колокола на диво в Москве были покрашены красной краской, но это всего лишь вымысел: покрывать священные колокола краской было бы нелепо, тем более, что колокола на Руси иногда благолепно золотили. Они так и назывались - золоченые. А были еще царские - большие колокола, отлитые по высочайшему указу, или для главных церквей, звонившие в очень большие праздники. В Кремле, например, существовал еще один "царь-колокол" весом в тысячу пудов, в который ударяли редко, в случае смерти царя или патриарха, медленно и с расстановкой, три раза. Он был отлит уже в середине XVI века и находился в особом деревянном срубе, а потом был перелит с добавлением меди, назван "Праздничным" и помещен на Успенскую звонницу.

Кроме царских и золоченых, были еще пленные, ссыльные и лыковые колокола. Один из таких колоколов и находился в Никольской церкви. Пленными назывались колокола, взятые у противника на войне в качестве трофея. Ссыльными были опальные или те же пленные колокола, которые отправлялись на окраины страны: иногда одни, а иногда вместе с попавшими в опалу или плен людьми. Так, при царе Алексее Михайловиче в глухие русские провинции были сосланы многие поляки и литовцы и вместе с ними - их пленные колокола. Лыковыми назывались опальные колокола, сначала разбитые по указу, а потом перевязанные лыком ( однако некоторые считают, что это были обычные колокола более простой отделки.)

В Никольской церкви был помещен один пленный колокол, взятый при царе Алексее Михайловиче во время войны с Польшей: 1575 года отливки, с изображением трех лилий и со старинной надписью на иностранном языке: "Вся надежда на колокол из Шена во Франции" - так представили ее перевод в виде рабочей гипотезы современные специалисты. Этому пленному колоколу "повезло" - он не был отправлен в какую-то далекую ссылку, а остался в стольном граде Москве, да еще на красивой центральной церкви. После же закрытия Никольского храма в 1927 году его передали в музей в село Коломенское.

Звон колоколов на Руси неизменно сопровождал все великие торжества, знаменовал и радостные, и печальные события. Колокольный звон созывал православный народ на церковную службу, а тех, кто не мог придти в храм, он побуждал к внутренней молитве. И согласно церковному уставу красным именовался звон колоколов на Страстной неделе. Здесь, в Никольской церкви, расположенной близко к Кремлю, все колокола были подобраны "в один тон, и звук от них был приятный", - писал один из далеких современников, слышавших ее звон. Посему эта церковь называлась еще "у хорошего звона".

В конце 1922 года Никольский храм был захвачен какой-то "Свободной трудовой церковью", в 1925 году предназначен к сносу, еще через два года закрыт, но чудом уцелел. Одно время в нем даже размещалась электроподстанция. На государственной охране церковь не состояла, и ее только включили в список объектов, предложенных к этой постановке.
бунтарка
1.4.2009, 19:16 · Re: Православные монастыри и храмы
Аватар
Картинка
Николо-Бабаевский мужской монастырь, название получил от “бабаек” — больших весел, употреблявшихся вместо руля при сплаве леса по Волге. Когда лесопромышленники заводили плоты в устье Солоницы, бабайки, или весла, были им не нужны, и их складывали в пользу монастыря. На такой бабайке и явилась древняя чудотворная икона свт. Николая Чудотворца — главная святыня обители.

Местоположение его весьма красиво: обитель стоит на возвышенном правом берегу Волги, при впадении в нее реки Солоницы, на полпути от Костромы к Ярославлю. В весенний разлив вода доходит до самых стен монастыря, и тогда здания его кажутся стоящими на воде или на острове.

Красота здешних мест поразила монахов московского Николо-Угрешского монастыря, владевших расположенными неподалеку соляными варницами, и они в конце XIV столетия заложили новый монастырь. Первый храм во имя св. Николая Чудотворца был освящен в 1375 самим прп. Сергием Радонежским, во имя которого позднее в нем был устроен придел. В 1650 построили существовавший в обители вплоть до 1930-х соборный храм Свт. Николая. Над Святыми вратами помещался храм Успения Пресвятой Богородицы. Множество знаменитых русских боярских родов: князья Сицкие, Хилковы, Львовы, Голенищевы-Кутузовы, Салтыковы, Хитрово, Чоглоковы и др. — благотворили монастырю, также цари и патриархи были его вкладчиками.

Среди святынь обители находилась самая крупная в России частица мощей св. Николая Чудотворца, чудотворные иконы святителя, Казанской и Иверской Божией матери (1596). В честь последней проживавшим на покое в монастыре свт. Игнатием Брянчаниновым на средства его и его брата в сер. XIX в. был выстроен грандиозный Иверский собор (взорван в 1930-х).

Огромно значение монастыря для русской духовной культуры. Известные русские духовные писатели именно здесь испытывали особое вдохновение и трудились над своими сочинениями. Свт. Игнатий (Брянчанинов), живя в монастыре в 1847 — 48 и с 1861 по 30 апреля 1867, умерший и погребенный здесь, написал в Николо-Бабаевской обители “Приношение современному монашеству”, “Отечник”, множество назидательных писем.

Здесь же свою первую книгу пророчеств о судьбе России, “мудрую и премудрую”, закончил прозорливый монах Авель (1757 — 1841). В 1906 шесть месяцев провел в монастыре известный русский духовный писатель С.А. Нилус. Здесь в 1908 состоялась встреча его с “дорогим Батюшкой”, св. прав. Иоанном Кронштадтским, чудотворцем, благословившим его на занятия духовными сочинениями. Здесь же произошла встреча Нилуса с будущим его духовным цензором, тоже духовным писателем, известным редактором Троицких листков, епископом Вологодским Никоном (Рождественским).

В 1920-х монастырь был закрыт и разорен. В годы войны 1941-45 в нем был расквартирован госпиталь, позднее в монастырских зданиях размещались дом престарелых и детский дом.
бунтарка
1.4.2009, 19:16 · Re: Православные монастыри и храмы
Аватар
Картинка
Нилова Столобенская пустынь, Тверская еп., в окрестностях г. Осташкова, на Столобенском острове оз. Селигера. Основана в 1528 прп. Нилом Столобенским. В соборном храме во имя Богоявления Господня открыто почивали мощи прп. Нила в серебряной раке, устроенной в 1764; при них хранилась схима преподобного, в которой он был погребен. Здесь находилась чудотворная Владимирская икона Богоматери, именуемая Селигерскою. Принесенная на Столобенский остров прп. Нилом и находясь в его пустынной келье, она поразила слепотою напавших на него разбойников, которые, по молитве о них прп. Нила, снова прозрели и обратились на путь добродетельной жизни. Эта св. Владимирская икона называлась еще Келейною и ей, кроме 26 мая, празднуется в день преставления прп. Нила, 7 декабря. В пустыни находилась также святочтимая икона Богоматери, именуемая Троеручица. На месте пещеры, в которой подвизался прп. Нил, в пустыни построена в 1781 церковь во имя Иоанна Предтечи и Покрова Богородицы. В монастырском храме Всех Святых находилась дубовая рака, в которой почивали мощи преподобного с 1667 по 1764. Ежегодно 27 мая в монастырь бывал крестный ход из Осташкова; мощи прп. Нила обносились в этот день вокруг монастыря.
бунтарка
1.4.2009, 19:17 · Re: Православные монастыри и храмы
Аватар
Картинка
Новодевичий женский монастырь, Московская еп., в Москве на Девичьем поле. Основан в 1524 вел. кн. Василием Иоанновичем по случаю возвращения Смоленска, бывшего более 100 лет под оккупацией Литвы. Во время польско-литовского нашествия монастырь служил крепостью и станом то для врагов, то для защитников Отечества. В 1611 пан Гонсовский выжег его. По вступлении на престол Михаила Феодоровича монастырь был возобновлен. Иконостас соборного храма, в честь Смоленской иконы Божией Матери, состоял из икон старинного письма, принадлежавших царицам и царевнам. Стены, своды и столбы собора были покрыты фресками. Здесь погребена царевна София Алексеевна. Ежегодно 28 июля из Кремлевского Успенского собора совершался крестный ход в монастырь в память возвращения Смоленска от Литвы. В монастыре находились список с чудотворной Смоленской иконы Божией Матери, поставленный в 1525, список с подлинной Иверской иконы Божией Матери, иконы Богоматери Взыграние и Живоносный Источник.
бунтарка
1.4.2009, 19:18 · Re: Православные монастыри и храмы
Аватар
Картинка
Оптина пустынь (Козельская Введенская Оптина пустынь), православный монастырь на правом берегу р. Жиздры (левый приток Оки) в двух километрах от Козельска.

Время основания пустыни точно неизвестно. Основателем же ее, по преданию, является раскаявшийся разбойник Опт.

Значение Оптиной пустыни в духовной жизни России очень велико. Она является лучшим свидетельством духовного возрождения, возникшего в к. XVIII в. в России.

Расположенная у опушки девственного соснового бора, отрезанная от мира Жиздрой, она была превосходным местом для отшельнической созерцательной жизни. Это был чудный духовный оазис, где повторялись благодатные дары первых веков монашества. Они, эти дары, получили полное выражение в особом служении — старчестве. Действительно, оптинские старцы отличались высшим из всех даров — даром рассудительности, а также прозорливостью, даром исцелений и чудотворений. Это служение пророческое — как в апостольские времена его творили пророки, так и теперь старцы утешали страждущих, возвещали по воле Божией будущее
бунтарка
4.4.2009, 8:30 · Re: Православные монастыри и храмы
Аватар
Картинка
Павло-Обнорский мужской монастырь, Вологодская еп., в окрестностях г. Грязовца, на берегу р. Нурмы, притоке Обноры. Основан прп. Павлом Обнорским (Комельским) в к. XIV в. Соборный храм в честь Св. Троицы построен в 1505-16; возобновлен в 1880. В приделе прп. Павла почивали под спудом св. мощи его; над ними — рака из чистого серебра под резной вызолоченной сенью. В монастыре находились: чудотворная Корсунская икона Божией Матери в храме Ее имени, особо чтимый храмовой образ Успения Божией Матери в Успенской церкви, почитаемый с древних времен образ прп. Павла, писанный с него прп. Дионисием Глушицким, а также дупло того дерева, в котором подвизался прп. Павел; хранившийся в монастыре медный восьмиконечный крест (благословение прп. Сергия) расплавился во время пожара в 1909. Над колодцем, ископанным прп. Павлом, была воздвигнута часовня. Монастырю принадлежал находящийся от него в 50 саженях на высоком холме Воскресенский скит, основанный в 1867.
бунтарка
4.4.2009, 8:31 · Re: Православные монастыри и храмы
Аватар
Картинка
Перервинский Николаевский мужской монастырь, Московская еп., приписанный к митрополичьему дому, в окрестностях Москвы. Время основания монастыря неизвестно. Первое известие о нем встречается с 1567. Первоначально он назывался Николой Старым. Настоящее наименование — позднейшее и произошло, по преданию, от того обстоятельства, что некогда протекавшая близ самых монастырских стен с западной стороны Москва-река внезапно прервала свое течение и, сделав крутой поворот в нескольких саженях от монастыря, пошла по направлению к с. Коломенскому. В 1908 был освящен храм в честь Иверской иконы Богоматери, поражавший своим величием и красотою.
бунтарка
4.4.2009, 8:32 · Re: Православные монастыри и храмы
Аватар
Картинка
Площанская Богородицкая пустынь, Орловская еп., в Севском у., на берегу озера Площанского, в окрестностях с. Брасова. Существовала в XVI в.; разорена была литовцами; возобновлена около 1620 иеромонахом Киево-Печерской лавры Прокопием. Здесь находились: чудотворная Казанская икона Божией Матери, пожалованная Прокопию патр. Филаретом в благословение обители; чудотворная резная икона свт. Николая, обретенная Прокопием в развалинах монастыря, и древняя икона Всемилостивого Спаса, пожалованная царем Михаилом Феодоровичем. Чудотворная Казанская икона носилась из монастыря для поклонения в Брасово, в окрестные деревни, а также по другим селам и городам Орловской епархии.
Ссылки на тему
› На форум (BB-код)
› На сайт или блог (HTML)

4 страниц V   1 2 3 4 
Ответить в данную темуНачать новую тему
1 чел. читают эту тему (гостей: 1, скрытых пользователей: 0)

Администрация не несёт ответственности за достоверность информации размещённой на форуме о любви и отношениях - она предоставлена в информационных целях и зачастую может быть не достоверна. Никакую информацию кроме правил форума не следует расценивать как публичную оферту - она ей не является. Мнение парней и девушек, пользователей нашего форума, скорее всего не совпадает с мнением администрации, ответственность за содержание сообщений лежит только на них. Всю ответственность за размещённую рекламу несёт рекламодатель, не верьте рекламе!
Сейчас: 7.12.2016, 17:33
Малина · Правила форума · Удалить cookies · Сделать вид что всё прочитано · Мобильная версия
Малина Copyright форум живёт в сети с 2007 года! Отправить e-mail администратору: abuse@malina-mix.com
Яндекс.Метрика