Малина - форум о любви и отношениях
Форум о любви · Красота и здоровье · Мобильная версия
X   Сообщение сайта
(Сообщение закроется через 2 секунды)
ИгрыИгры   АнекдотыАнекдоты   ПодаркиПодарки   RSS



2 страниц V   1 2   
Ответить в данную темуНачать новую тему
* 

Воспитание свободой?

femme
Товарищи, внимание - внимание! 15.2.2012, 13:10 · Воспитание свободой?
Аватар
Софья в детстве рисовала, лепила, танцевала, играла на гитаре. Но не смогла найти применение своим талантам и теперь (ей уже 30) работает в ювелирном магазине. У нее дочь, Шурочка, шести лет.
Поскольку Софья сама большая любительница свободы, то и дочери многое позволяла, не наказывала, не заставляла есть и спать по часам. Но сейчас, когда не за горами школа, Софья привела дочь на консультацию. Оказывается, Шура не желает учиться читать, писать, хотя она смышленая и живая девочка. Ситуация, когда нужно сидеть на месте и делать не то, что хочется, а то, что говорят, вызывает у нее протест: она отвлекается, не слушает, «собрать» ее внимание не удается.
Пока мы разговариваем с мамой, наблюдаю за девочкой. Она очень подвижная, милая, но ведет себя действительно не совсем обычно. Взялась было за конструктор, сразу бросила. Подошла к полке с игрушками, взяла одну, бросила под ноги, а не поставила на место. Потянулась к другой — не достала, отошла к окну, снова вернулась к полке с игрушками. У шестилетнего ребенка редко так «скачет» внимание.
Пытаюсь заговорить с Шурой: она охотно отвечает, но как-то невпопад, как будто не вполне понимает меня:
— Шурочка, ты любишь, когда книги читают?
— Да... А что куклы так высоко?
Это она о кукле на полке, которую не может достать.
— А какие книги тебе читают?
— Никакие... А дайте куклу?
— Ты же сказала, что любишь, когда читают...
— Не-ет...
Слух и сообразительность у Шуры, разумеется, в норме. Просто она не ориентирована на собеседника: ей что-то говорят, а она и не слушает. Это раздражает маму, она одергивает дочь.
Выясняется, что мама все чаще вынуждена наказывать Шуру, даже кричать на нее.
И это после «свободного воспитания» первых лет! Но раз девочке уже шесть и скоро в школу, приходится что-то от нее и требовать. А Шурочка привыкла делать лишь то, что ей хочется в данный момент. В результате маме приходится прибегать к строгости, ссориться с дочерью. Возникает отчуждение в их отношениях.
И все это — плата за «свободу»? Что же теперь делать с ребенком?!

Все по приказу

А вот другая мама. Ее сын Стасик готов к школе. Хотя ему только пять, он уже и читает, и пишет немного, и свободно считает до ста. Много знает, очень разумно отвечает на вопросы. Внешне ребенок весьма благообразный, но почему-то выглядит пришибленным, хотя мама ни разу за пять лет на него даже голос не повысила.
Проблема в другом: все, что Стасик делает, он делает по прямому указанию мамы. И он очень послушный: просто идеальный ребенок!
Из беседы с мамой выясняется, что мальчик в два года перенес воспаление легких, лежал в больнице. Именно после этого он стал таким вот послушным.
У Стасика поведение тоже оригинальное. Он вошел, сел на стульчик, куда ему указали, и сидит. С самым убитым видом, кстати: одно плечо поднято, руки зажаты между коленей. Даже головой не вертит, хотя вокруг полно интересных вещей.
Я — ему:
— Стасик, ты почему не играешь?
Смотрит недоуменно.
— Поиграй в конструктор — или вот, смотри, машинка какая...
Стасик смотрит то на конструктор, то на машинку — а потом на маму. Мама:
— Иди-иди, поиграй в конструктор.
Идет, ведь была четкая команда: куда идти, зачем. Не то, что я сказал: «Поиграй тем или тем». А как же выбрать?! Это же непросто!
Спрашиваю маму:
— А вам не приходило в голову, что такое идеальное послушание — это плохо?
— Да, неоднократно...
Но думаешь же не об этом.
— А о чем?
— Чтобы выучил то-то, сделал то-то, не простудился, поел вовремя. А в результате сын теперь даже не ест без меня, пока не скажешь: «Ешь!» — и за ложку не возьмется. С голоду умрет, но не пошевелится без приказа... Что теперь с ним делать?

Понять суть

Правда, какие контрастные дети? Но кое-чем Шура и Стас очень похожи. И тот, и другая постоянно врут. Никогда не признают свою вину, даже будучи поймаными за руку. Никогда добровольно не занимаются никакой работой. Не интересуются другими людьми, хотя бы своего возраста.
Шурочка и Стасик — уже вполне сформировавшиеся НЕСВОБОДНЫЕ ЛЮДИ. Оказывается, вседозволенность и тотальный контроль в равной мере формируют несвободного человека. А такой человек никаких своих проблем не может решить сам и, что самое интересное, НЕ ПОДДАЕТСЯ ВОСПИТАНИЮ. Прежде чем этим заняться, такого человека нужно в какой-то мере научить быть свободным.
Представление о том, что такое свобода, есть у каждого из нас. Правда, не всегда оно верно.
О свободе писали многие философы. Свобода — сложный термин и одновременно обиходное слово. Отсюда его кажущаяся доступность.
Если мы хотим понять, что это слово означает, нужны все-таки некоторые интеллектуальные усилия. Вот пример. Дети сидят в классе и делают то, что говорит учитель. Они в этот момент свободны? Началась перемена: дети бегают, играют — теперь они свободны?
Мой ответ таков: некоторые дети свободны и когда сидят в классе на уроке, и когда бегают на перемене. Некоторые несвободны и в классе, и на перемене. Ведь свобода человека — это прежде всего его личностная особенность.

Человек свободен тогда, когда причиной его чувств, мыслей, желаний, поступков является он сам

Вот три разных ребенка в стандартной ситуации. Их по одному пускают в комнату, а там на столе — вазочка с шоколадными конфетами в красивой обертке. Импульсивная Шурочка наверняка схватит конфету. Это несвободное действие: ее потянуло — она сделала. Стасик, конечно, побоится трогать конфеты: ему же не разрешали, но это тоже несвободное действие. Нетрудно представить себе и такого ребенка, который подойдет, посмотрит, пожалуй, даже возьмет, изучит картинку на фантике. Подождет взрослого, спросит: «Можно взять?» и тогда спокойно съест. Это свободное поведение: он сам решает, что можно, чего нельзя. «Конфеты не мои, значит есть их нельзя. Но не будет ничего страшного, если я посмотрю, что тут нарисовано, ведь интересно. А, пожалуй, и съесть одну можно, только надо все-таки спросить разрешения», — похоже, именно так рассуждает этот внутренне свободный человек.
Как видим, несвободный человек — либо раб какогото другого человека, который все решает за него, либо раб своих инстинктов и желаний. Как получаются несвободные люди первого и второго типа мы уже видели на примере
Стаса и Шурочки. Нам осталось главное: выяснить, как воспитать свободного ребенка.

Свободу деточке!

Ребенку нужен опыт самостоятельных решений. К сожалению, большинство мам ни о чем не спрашивают своих чад, все решая за них: так проще и быстрее. Однако это значит лишать детей важного жизненного опыта.
Для малыша 2—3 лет вопрос, что надеть на прогулку (футболку со слоником или с Винни-Пухом), какой йогурт купить (сливовый или банановый) — не мелочь. Для него важно именно то, что ОН САМ РЕШАЕТ и мама ему доверяет.
Впрочем, не стоит пускать дело на самотек. Выясните, почему кроха принял это, а не другое решение. Иногда можно и поспорить, но все равно — решает он. Однако — раз сам решил, то сам и отвечает за последствия. Невкусный йогурт? А кто решил купить именно этот? Ты сам и решил. Вот и ешь теперь, и чтоб без остатка!
Свобода человека невозможна без чувства ответственности за свои решения, без понимания: я сделал неудачно — сам и виноват. Несвободные люди никогда не признают своих ошибок.
Ребенку нужны четко установленные границы, законы и правила.
Наша дорогая Шурочка стала несвободной именно из-за отсутствия каких бы то ни было ограничений.
Многие наши соотечественники, бывая в Европе, замечали: там люди очень дисциплинированные. Нужно им выбросить что-то на улице — никто не бросает себе под ноги: ищут урну. Нужно поставить машину — только в положенном месте! Эта особенность связана с внутренней свободой человека.
Если нет законов и правил (а в семье их устанавливаете вы и сами следите за их соблюдением), неизбежен произвол. Конечно, в семье не обязательно строго придерживаться формальных правил. Но они должны быть. Ребенок должен их знать. И быть уверен: они существуют не только на словах. Их надо соблюдать!
Важно регулярно ставить малыша в ситуацию конфликта: могу, хочу и надо. Хочется чего-то — но пока не умею. Отсюда желание научиться. Хочется — но надо делать другое. Только важно понимать: пусть ребенок САМ выберет это «надо», предпочтя его своему «хочется». Прямо заставлять его бесполезно.
Важно поручать ребенку какую-то работу. Она, в отличие от игры, требует преодоления сиюминутных желаний — ради результата. Работа — это задача, которую надо как-то решать. Для ребенка даже такая задача, как держать тарелку, чтобы она не упала и не разбилась — трудна! И он ищет оптимальное решение — сам. Да, не без того, что кое-что и разобьет. Но это ерунда, дело житейское, как верно говорил Карлсон, который живет на крыше.
Внутренняя свобода — результат взросления, развития. Внутренне свободными бывают дети в тех семьях, где поощряют их взросление, радуются ему. К сожалению, многим нравится, что чадо беспомощное, крохотное, забавное. Дети таких родителей часто не хотят взрослеть, а потому не становятся свободными.
Свобода связана с разрешением основных человеческих проблем. Сильно закомплексованные люди, увы, свободными не бывают.
Например, гиперопека над ребенком (как у мамы Стаса) часто бывает результатом неосознанного комплекса неполноценности мамы. Ей нравится, что это маленькое существо полностью зависит от нее. Такая мама сама внутренне несвободна, а потому и ребенка воспитывает несвободным.
Впрочем, воспитать свободного человека нетрудно, если заняться этим с первого года жизни крохи. Начните с самого простого. Предложите ему две разные погремушки, две соски — пусть сам выберет, покажет пальчиком. Думаете, это невозможно? А вы попробуйте!

Вадим Слуцкий, педагог
vsink
15.2.2012, 13:44 · Re: Воспитание свободой?
Аватар
а вообще нельзя по книжке воспитать детей
femme
15.2.2012, 14:09 · Re: Воспитание свободой?
Аватар
vsink, зато можно взять на заметку некоторые приёмы :beauty_6:
vsink
15.2.2012, 14:13 · Re: Воспитание свободой?
Аватар
СладкаяМама, вот бы еще взять ребенка чтобы поэкспериментировать прежде
femme
15.2.2012, 14:18 · Re: Воспитание свободой?
Аватар
vsink, ты радикальные какие-то эксперименты хочешь проводить? :beauty_25:
vsink
15.2.2012, 14:20 · Re: Воспитание свободой?
Аватар
СладкаяМама, ты видела радикала и видела меня. во мне можно найти любую гнильцу, но радикала?
femme
15.2.2012, 14:36 · Re: Воспитание свободой?
Аватар
vsink, а ты чё, психанул, что ли? :beauty_26:
vsink
15.2.2012, 14:38 · Re: Воспитание свободой?
Аватар
СладкаяМама, я псих, но в малине сдерживаюсь. так что нет. не захошел видно еще в малину человек, который выгнал психа наружу
~ЛунныйСвет~
15.2.2012, 21:58 · Re: Воспитание свободой?
Нет аватара
Цитата(vsink @ 15.2.2012, 13:44) *
а вообще нельзя по книжке воспитать детей

согласна,каждый ребенок индивидуальный.А статья хорошая,вот только она не применима на практике никак,в ней написано ЧТО нужно и чего не нужно,а хотелось бы знать КАК это сделать практически.
femme
16.2.2012, 6:50 · Re: Воспитание свободой?
Аватар
Цитата(Авель @ 16.2.2012, 1:58) *
,вот только она не применима на практике никак,в ней написано ЧТО нужно и чего не нужно,а хотелось бы знать КАК это сделать практически.

Мне кажется, что каждый родитель в состоянии подобрать способы, действующие на его собственного ребёнка, а такие вот статьи для того, чтобы чётче понимать, за какие рамки не следует выходить..готовых решений не ждите, всё надо приспосабливать под свою индивидуальность, вернее, под индивидуальность своего дитя..
~ЛунныйСвет~
16.2.2012, 8:31 · Re: Воспитание свободой?
Нет аватара
СладкаяМама, вот в этом и проблема,что Мамы не заканчивали институт Мам и многие действуют именно так,как написано в статье.И если подход должен быть индивидуальный,то и решений может быть уйма,а не только те,о которых написано.И нет никакой уверенности,что третий или четвертый вариант подходит вашему ребенку.А пока найдешь нужный,можно поломать ребенка.
vsink
16.2.2012, 8:37 · Re: Воспитание свободой?
Аватар
Авель, главное понять мораль, что крайности - это крайности. метод кнута и пряника никто не отменял
~ЛунныйСвет~
16.2.2012, 8:47 · Re: Воспитание свободой?
Нет аватара
vsink, кнут тоже бывает разный,а чаще понимают,что кнут-это физическое воздействие.А я против такого воздействия на " благо " ребенка.
Н@т@ш@
16.2.2012, 8:51 · Re: Воспитание свободой?
Аватар
Вот пример младшая разбрасала вчера игрушки по всей комнате, собирать ни в какую) "неа" и всё, вроде бы всё перепробовали- "неа". не знаю даже что кнут тут или пряник применять) понимаю что она сама должна захотеть убрать, но слова подобрать чтобы убедить в этом не смогла.
vsink
16.2.2012, 8:56 · Re: Воспитание свободой?
Аватар
Авель, " благо " - это попа?
vsink
16.2.2012, 8:57 · Re: Воспитание свободой?
Аватар
Nat, просто она знает, что после её "нет" мама в конце концов сама уберет
Н@т@ш@
16.2.2012, 9:02 · Re: Воспитание свободой?
Аватар
Так и есть, но не убирали до утра) конечно буду искать подходы, и попа не поможет только запугает. Просто мысли что я не справляюсь очень гложат(
vsink
16.2.2012, 9:03 · Re: Воспитание свободой?
Аватар
Nat, а как наказываешь тогда?
~ЛунныйСвет~
16.2.2012, 9:09 · Re: Воспитание свободой?
Нет аватара
Я не справляюсь.24 часа 7 дней в неделю на протяжении трех лет..наверно я уже выдохлась..и это не первый ребенок..Знаю одно и точно,новых детей у меня не будет)
Н@т@ш@
16.2.2012, 9:13 · Re: Воспитание свободой?
Аватар
Она у нас очень золотой ребёнок) пишу так изза имени Злата, редко но по попе получает, но не за то что чтото надо сделать, а когда понимает что нельзя а хочет добиться истерикой, а в основном она спокойная может играть часами рисовать лепить и тд. её не слышно и не видно просто нужно чем то увлечь)
vsink
16.2.2012, 9:14 · Re: Воспитание свободой?
Аватар
Nat, а с чего бы ей быть не золотой? гены еще не отменили. просто надо ребенка приучить, а то потом уже будет поздно
Н@т@ш@
16.2.2012, 9:19 · Re: Воспитание свободой?
Аватар
Валер для каждой мамы каждого папы их чада золотые) открытия в этом нет, сейчас я уже на себя злюсь что вчера не довела этот вопрос до конца, чем дальше тем сложнее будет это сделать.
vsink
16.2.2012, 9:23 · Re: Воспитание свободой?
Аватар
Nat, знала бы какой из меня ужасный отец, то так бы себя не ругала
Н@т@ш@
16.2.2012, 9:24 · Re: Воспитание свободой?
Аватар
Цитата(Авель @ 16.2.2012, 10:09) *
Я не справляюсь.24 часа 7 дней в неделю на протяжении трех лет..наверно я уже выдохлась..и это не первый ребенок..Знаю одно и точно,новых детей у меня не будет)

Просто тебе нужно переодически отдыхать. У нас каждое воскресенье на весь день все дети уходят к бабушке)
Н@т@ш@
16.2.2012, 9:27 · Re: Воспитание свободой?
Аватар
Цитата(vsink @ 16.2.2012, 10:23) *
Nat, знала бы какой из меня ужасный отец, то так бы себя не ругала

Не верю) ты хороший отец!
Ссылки на тему
› На форум (BB-код)
› На сайт или блог (HTML)

2 страниц V   1 2 
Ответить в данную темуНачать новую тему
1 чел. читают эту тему (гостей: 1, скрытых пользователей: 0)

Администрация не несёт ответственности за достоверность информации размещённой на форуме о любви и отношениях - она предоставлена в информационных целях и зачастую может быть не достоверна. Никакую информацию кроме правил форума не следует расценивать как публичную оферту - она ей не является. Мнение парней и девушек, пользователей нашего форума, скорее всего не совпадает с мнением администрации, ответственность за содержание сообщений лежит только на них. Всю ответственность за размещённую рекламу несёт рекламодатель, не верьте рекламе!
Сейчас: 3.12.2016, 22:48
Малина · Правила форума · Удалить cookies · Сделать вид что всё прочитано · Мобильная версия
Малина Copyright форум живёт в сети с 2007 года! Отправить e-mail администратору: abuse@malina-mix.com
Яндекс.Метрика