Малина - форум о любви и отношениях
Форум о любви · Красота и здоровье · Мобильная версия
X   Сообщение сайта
(Сообщение закроется через 2 секунды)
ИгрыИгры   АнекдотыАнекдоты   ПодаркиПодарки   RSS



 
Ответить в данную темуНачать новую тему
* 

За цикл до катастрофы

Sabotage ®
Лампочка Ильича 25.10.2009, 12:20 · За цикл до катастрофы
Аватар
Думаете, кризис миновал, и страну скоро совсем "отпустит"? Рано радуетесь. [info]_devol_, опираясь на статистические данные, констатирует, что России осталось недолго. Еще чуть, и родину придется списать в утиль - по полному износу.
Инвестиционные циклы сырьевого государства
Кризис упростил экономическую реальность. Вот какие цифры приводит ув. [info]rusanalit в отношении бюджета РФ на 2010 год (цифры плановые, конечно):

Расходы – 9, 886 трлн. руб.
Доходы – 6,95 трлн. руб.
Из них нефтегазовые доходы* - 3,194 трлн. руб.
Из них не нефтегазовые доходы – 3,755 трлн. руб.

* - НДПИ, пошлины.

В общем, ситуация ясна. А теперь про инвестиционные циклы. РФ, на мой взгляд, окончательно и бесповоротно попала в спираль сырьевого государства. Сырьевое государство должно быть маленьким и относительно малочисленным по населению. Как Кувейт. И даже Саудовская Аравия тут не совсем подходит.

Динамика движения тела по бобслею, грубо говоря, такова: на каждом очередном этапе "рецессии" недоинвестированность будет нарастать обвально, а каждый новый цикл "инвестиций" будет служить проеданию и судорожным попыткам что-то вложить в себя. Это тоже не новость. За последние 20 лет страна прошла (почти) два таких цикла и сейчас вступает в третий. Нашел интересный пример того, как развивалась ситуация на рубеже двух первых циклов и каковы будут перспективы.

Речь идет о локомотивном и вагонном парке промышленного железнодорожного транспорта. Это достаточно важный и интересный сегмент транспортной индустрии. По объему перевозок он занимает до 70-75%, правда, по грузообороту у него показатели маленькие и его доля в общероссийском - считаные проценты. Это потому, что плечо перевозок маленькое. Примерно две трети грузов предприятия перевозят здесь сами, одна треть лежит на РЖД и ряде частных крупных операторов. Как уже понятно, тут в основном перевозятся грузы для предприятий, внутри них и между ними.

Очень интересна динамика объема перевозок в 1996-2006 годах (млн. тонн).

1996 - 2807,3
2006 - 3591,2

Грузооборот (млрд. ткм), хотя это не самый важный показатель:

1996 - 23,3
2006 - 31,2

В общем, налицо рост объема перевозок и грузооборота. Как раз за счет общего подъема экономики при Путине. А теперь пара цифр о том, чем это было обеспечено.

Локомотивы:

1996 - 15 331
2006 - 10 916

Общее количество локомотивов за 10 лет сократилось на треть.

Вагоны (грузовые):

1996 - 206 432
2006 - 159 865

Вагоны специализированные (из числа грузовых):

1996 - 77 131
2006 - 55 213

Общее количество вагонов сократилось на четверть, в парк специализированных упал почти на 29%. Еще раз отмечу - на фоне возросшей нагрузки на подвижной парк. Последнее означает и более высокую амортизацию техники. Но чтобы понять возросшую нагрузку, сюда надо плюсовать еще увеличившийся объем перевозки грузов. В итоге, если в 1996 году на 1 локомотив приходилось в год 132,7 тыс. тонн грузов, то в 2006 году - уже 233,4 тыс. тонн.

При этом, в 1996 - 2004 годах закупки новой техники для промышленного железнодорожного транспорта были единичными, некоторый рост отмечается только с 2005 года. Тем не менее, из 807 электровозов на конец 2006 года лишь 28 были в "возрасте" менее 10 лет, а срок службы 611 превысил 20 лет. Из 9724 тепловозов "молодежи" до 10 лет - только 541 локомотив, а 4874 - уже "дедушки" со сроком жизни глубоко за 20 лет. Из 55 213 специализированных грузовых вагонов возраст менее 10 лет имели только 8344 единицы, а почти 42% парка (23 404) состояло из вагонов старше 20 лет. Примерно такая же ситуация и по грузовым магистральным. Кардинально ситуация в 2007-2008 годах не поменялась.

Итак, что получается. Инвестиционный цикл и прирост экономики РФ в значительной степени держался - если говорить о промышленном транспорте - за счет парка, доставшегося в наследство от СССР. Парк этот за 10 лет сократился на 25-30%, а нагрузка на оставшийся возросла почти в 1,7-1,8 раза. Из-за отсутствия инвестиций в обновление парка 75% электровозов, более 50% тепловозов и 40% грузовых вагонов служат более 20 лет (средний возраст в этой категории - около 25,5 лет).

Теперь о грустном. Сейчас кризис, объем перевозок несколько снизился. Производственные предприятия сократили выпуск подвижного состава. Рецессия и вялое оживление будут идти несколько лет. Следовательно, через 5 лет парк локомотивов сократится от нынешнего уровня, минимум, еще на 15-20%, а количество "возрастных" единиц в нем только увеличится. Скорее, темпы выбытия подвижного состава будут еще выше: средний показатель в 25-30% за десятилетие 1996 - 2006 годов надо считать с более высокой базы (по количеству локомотивов и вагонов, их тогдашнему среднему возрасту и т.п.). Например, в 1960-1990 годах уровень износа подвижного состава (т.е. превышение нормативных сроков службы) в СССР не превышал 30-32% за счет постоянного обновления парка. К 2007 году он уже составил порядка 59%.

Это я не касаюсь вопросов технологических. Как то отсутствие производства вагонов с нагрузкой на ось до 30 тонн (общая нагрузка до 90 тонн), асинхронных двигателей для электровозов, локомотивов с межремонтным пробегом в 100 тыс. км. и т.п. мелочей. Поэтому к следующему витку экономического мега-цикла (если он будет через 5-10 лет) отрасль подойдет уже в состоянии "половины" от уровня 2006 года. Это при самом оптимистичном раскладе. В реальности, полагаю, и уровень 30-40% будет расчудесным.

И, конечно, обеспечить новый экономический подъем по "путинскому сценарию" будет просто нечем. Предприятия не смогут нарастить объем производства продукции, если не будет подвижного состава, способного вывезти его. Нет продукции - нет выручки. Закупорка сосудов. Рассчитывать на РЖД глупо - монополист и так скверно справляется с общими перевозками, да и ситуация с подвижным составом у него ненамного лучше.

Согласно Стратегии развития железнодорожного транспорта РФ до 2030 года, которая обсуждалась еще в 2007 году, по минимальному варианту в 2008 - 2015 годах на развитие промышленного транспорта необходимо потратить 1 трлн. рублей. Грубо говоря - каждый год по 4,5 млрд. долларов. С одной стороны сумма не Бог весть какая, однако есть хитрость: согласно Стратегии основные средства будут направляться на транспорт общего назначения и скоростной (по тому же минимальному варианту - свыше 4 трлн. рублей). Это при том, что по локомотивному парку промышленный транспорт уступает общему всего в два с небольшим раза. А инвестиций в последний чиновники запланировали аж в 4 раза больше.

Впрочем, денег все равно нет. Вывод получается простой. У России, по всей вероятности, уже не будет второго такого шанса как "путинское экономическое чудо". Я взял лишь одну узкую, но важную для экономики отрасль. В принципе, можно посмотреть и другие. Полагаю, картина везде окажется более-менее одинаковой.

[info]_devol_
Сообщение отредактировал Sabotage ® - 25.10.2009, 12:22
Ссылки на тему
› На форум (BB-код)
› На сайт или блог (HTML)

Ответить в данную темуНачать новую тему
1 чел. читают эту тему (гостей: 1, скрытых пользователей: 0)

Администрация не несёт ответственности за достоверность информации размещённой на форуме о любви и отношениях - она предоставлена в информационных целях и зачастую может быть не достоверна. Никакую информацию кроме правил форума не следует расценивать как публичную оферту - она ей не является. Мнение парней и девушек, пользователей нашего форума, скорее всего не совпадает с мнением администрации, ответственность за содержание сообщений лежит только на них. Всю ответственность за размещённую рекламу несёт рекламодатель, не верьте рекламе!
Сейчас: 3.12.2016, 1:26
Малина · Правила форума · Удалить cookies · Сделать вид что всё прочитано · Мобильная версия
Малина Copyright форум живёт в сети с 2007 года! Отправить e-mail администратору: abuse@malina-mix.com
Яндекс.Метрика